Гость редакции ВХ – глава правления общественной организации «Агентство изменений «Перспектива», член Харьковской экспертной группы по поддержке медицинской реформы, кандидат экономических наук Елена Решетняк.

В области не дождались решений сверху


– Добрый день, Елена Владимировна. Меня зовут Светлана. Слышала, что в Харьковской области решили собственными силами трансформировать первичную медицину, не дожидаясь реформы на государственном уровне. Почему?

– Не все изменения, которые хотелось бы осуществить, приходят сверху. Мы долго ожидали радикального сдвига на национальном уровне. Это предполагало, что после утверждения общенациональной стратегии развития медицины будет принят необходимый  пакет нормативно-законодательных актов. Но до сих пор велись только разговоры, и  лишь в последние недели наметился сдвиг с мертвой точки. Мы решили не ждать и в рамках существующего законодательного поля, с учетом приоритетов, изложенных в общенациональной стратегии, двигаться вперед. При этом в общенациональной стратегии обрисовано видение того, какой должна в конечном счете стать медицина в Украине, но она не дает конкретного ответа на вопрос, что делать на уровне региона. Этот ответ ищут эксперты в разных уголках Украины. Так, в Харькове создали общественную платформу по поддержке реформирования медицины, в которую вошли представители Украинско-немецкой медицинской ассоциации, Агентства изменений «Перспектива», Харьковской ассоциации семейных врачей. На первом этапе эксперты сконцентрировались на модели первичной медицины, поскольку Департамент охраны здоровья ХОГА обозначил этот уровень как приоритетный.

– Но почему реформа медицины в области началась с амбулаторий и поликлиник, а не со стационаров, где тоже масса проблем?

– Первоначально, при появлении проблем со здоровьем, люди идут в поликлиники и амбулатории.

– Вообще-то, бывает по-разному: нередко  сразу обращаемся в специализированное учреждение?

– Вы очень точно обрисовали картину, которая типична для мегаполисов, где много врачей, и люди полагают, что сами знают, к кому им обратиться и какого доктора себе «прописать». Но пациент далеко  не всегда может точно определить, какой специалист ему требуется. Кроме того, профильный врач лечит конкретную систему или орган, часто не зная общей картины состояния вашего здоровья, не обеспечивая непрерывность оказания медицинского обслуживания. Именно семейный врач смотрит на организм как на единое целое. Не случайно в мире до 80% всех проблем со здоровьем решаются на уровне первичной медицины – врачами общей практики или семейными докторами. Конечно, при этом врач первичного уровня должен быть компетентным, чтобы понимать, как он сможет справиться с проблемой самостоятельно и в каком случае нужно направить пациента к профильному специалисту. Но самое главное: ради чего нужно делать реформу на этом уровне – врач должен подсказать нам, пациентам, как сохранить здоровье.

– Но это профилактические вопросы, а мы все-таки обращаемся к врачам, когда уже болит.

– В этом и состоит одна из главных неполадок существующей системы охраны здоровья. Я много раз интересовалась в разных аудиториях, как часто люди обращаются к участковому врачу. Большинство говорят: «редко» или «никогда». А если уточняешь причину визита у тех, кто отвечает: «я был в прошлом году» или «на прошлой неделе», оказывалось, что им нужен был больничный или справка. На самом деле основной вопрос охраны здоровья – сделать так, чтобы не заболело. Как раз в этом задача первичной медицины. Семейный врач должен стать нашим советником – подсказывать, когда и какие профилактические мероприятия необходимо осуществлять с учетом особенностей конкретного человека и его семьи, образа жизни, профессиональной деятельности, возраста.

Осенью состоится «ярмарка семейных врачей»


– Добрый день, Елена Владимировна. Меня зовут Татьяна Николаевна. Расскажите подробнее, как будет выглядеть модель первичной помощи в Чугуеве, где стартовал пилотный проект реформирования?

– Чугуевский центр первичной медицинской помощи – в первой волне трансформации медпомощи в Харьковской области. Нам нужна такая медицина, при которой люди охотно бы шли к врачу, причем в первую очередь, чтобы быть здоровыми. Для этого врач должен стать доверенным лицом пациента. Вместе с чугуевскими коллегами мы наладим систему, при которой пациент будет самостоятельно выбирать врача и заключать с ним контракт на обслуживание. Вы будете выбирать не того врача, который «приставлен» к вашему участку, а того, которому вы действительно доверяете. В контракте между врачом и пациентом будут прописаны обязательства обеих сторон. Иногда люди, когда слышат слово контракт, думают, что речь идет о платной медицине. Я подчеркну: наша задача – чтобы качественная первичная медицина, наоборот, наконец-то стала бесплатной.
Чтобы выбор врача был максимально удобным, осенью проведем своего рода ярмарку семейных врачей: медики будут иметь возможность представить себя, рассказать, какими подходами они пользуются во взаимодействии с пациентами. Постепенно будет расширяться сеть автономных практик первичных врачей, приближенных к месту жительства пациентов. Кроме того, мы очень надеемся, что удастся внедрить электронную карточку пациента – систему, в которой собирается и сохраняется вся информация о состоянии здоровья пациента и проведенном лечении. Если вы, например, прошли обследование, информация с результатами сразу поступает семейному врачу, который может, не дожидаясь визита пациента, позвонить ему, предупредить о неблагоприятных симптомах, попросить прийти, чтобы обсудить дальнейший ход лечения. Создание электронной базы требует немалых средств. Наша экспертная группа пытается сейчас найти деньги на ее создание у спонсоров и в донорских организациях.

Врачу будут платить за каждого пациента


– Елена Владимировна, добрый день. Меня зовут Валентин. Меня интересует, кто будет финансировать работу амбулаторий и поликлиник после реформы?

– Финансирование, как и сейчас, в основном будет осуществляться за счет медицинской субвенции и денег местных бюджетов. Но мы очень рассчитываем, что в результате эксперимента произойдет более рациональное использование ресурсов лечебными учреждениями, которые станут автономными. Эксперимент даст возможность посчитать, сколько средств и на какие цели расходуется.  Очень важно, что постепенно будет реализовываться принцип «деньги идут за пациентом».

– Это означает, что пациент будет идти к врачу и нести ему деньги?

– Принцип «деньги идут за пациентом» означает, что деньги будут выделяться на оказание медицинской помощи конкретному количеству пациентов для конкретного врача. А значит, и вознаграждение/заработная плата врача будет зависеть от количества обслуживаемых им пациентов. В списке врача должно быть 1500 и более пациентов. Сумма на одного пациента будет определяться по специальной формуле с учетом возраста, наличия хронических заболеваний и т. п. Врач может вести индивидуальную практику или работать в группе с коллегами, а может, не пожелав радикальных изменений, остаться работать в учреждении первичной медицинской помощи по найму. Но в любом случае он будет получать заработную плату в зависимости от количества обслуживаемых пациентов. Такая система оплаты справедлива. Сегодня в амбулаториях и поликлиниках возле одних кабинетов всегда образуется очередь, а у других – пациентов нет, при этом врач в пустующем кабинете получает такую же зарплату, как и врач, у которого множество пациентов. Введение свободного выбора врача пациентом будет по сути голосованием за качество, и это путь к улучшению уровня услуг врачей. Таким образом, в первичной медицинской помощи все постепенно станет на свои места.

В мае мы начинаем подготовку чугуевских семейных врачей к работе в новых условиях. Речь идет о создании и использовании протоколов лечения, а также об эффективном управлении практикой врача первичной медпомощи.

– Добрый день, Елена Владимировна. Вам звонит Алексей. Скажите, а сколько будут зарабатывать участвующие в эксперименте чугуевские врачи и кто будет выделять средства на оплату?

– В ходе реформы Чугуевский центр первичной медицинской помощи станет автономным с правом распоряжаться своим бюджетом. При том же источнике финансирования за счет государственной субвенции сам центр будет определять, какую именно часть бюджета направить на   содержание учреждения, какую – на оплату работы медиков. Оптимизация работы центра и решение отдельных врачей самостоятельно вести практику приведут к заметному повышению доходов.  Мы также работаем над моделью, которая позволит привлекать средства  и из других источников.

– Хочу уточнить: пациент в Чугуеве должен будет платить за консультации, обследования, медуслуги? 

– Начну с главного: должен быть пакет медицинских услуг, которые каждый человек получает бесплатно. Наша медицина считается бесплатной, хотя исследования показывают: лишь 55% расходов на медицину финансируются за счет государства, остальные 45% негласно покрывают пациенты. С одной стороны, государство не может профинансировать всю желаемую медпомощь, поскольку его ресурсы ограничены, и вряд в ближайшее время на медицину будут выделять больше средств. С другой стороны, недопустимо, когда люди вынуждены откладывать лечение из-за того, что у них нет средств. Уже в этом году правительство озвучит гарантированный пакет бесплатных для пациентов медицинских услуг, а он будет покрывать всю первичную и экстренную медицинскую помощь, основные виды амбулаторных услуг и плановой медицинской помощи в стационаре. Речь идет только о том, чтобы более эффективно использовать выделяемые ресурсы.

К эксперименту в Чугуеве присоединился Купянск


– Добрый день, Елена Владимировна. Меня зовут Алла. Хотелось бы знать, что мешает реформированию медицины?

– Самое сложное – изменить отношение врачей, медсестер и администраторов к новшествам. Они десятилетиями работали в одной системе – пусть неэффективной, но  привычной. Если мы поменяем  такое отношение, это будет большим плюсом реформы. К слову, участковые врачи, пожалуй, меньше всего включены в систему неформальных платежей и коррупционные схемы, и я думаю, это один из факторов, благодаря которому первичная медицина проще и быстрее будет трансформироваться.

– Елена Владимировна, здравствуйте. Меня зовут Андрей. Скажите, пожалуйста, кто будет оценивать результаты эксперимента в Чугуеве?

– В Чугуеве будет создан наблюдательный общественный совет, в который войдут люди, не безразличные к охране здоровья в регионе. Общественный совет будет анализировать ход проекта, подсказывать, в какую сторону направить усилия, организовать обратную связь, искать ресурсы. Мы проведем опрос жителей Чугуева, чтобы  оценить их удовлетворенность сегодняшним качеством медицинского обслуживания. Для этой цели  мы специально выбрали общенациональный центр «МЕДэксперт», специалисты которого специализируются на исследованиях мнений пациентов. Они приступят к работе на стартовой точке проекта, чтобы потом сравнить с результатами через год. Исследования будут анонимными, что очень важно для объективности результата: многие пациенты, особенно в условиях небольшого города, не отваживаются напрямую негативно отзываться о враче, к которому еще придется обращаться.

– Сколько будет продолжаться проект в Чугуеве?

– Медицина – сфера, в которой долгосрочные результаты сразу не увидишь, но первые итоги мы сможем проанализировать уже через два года. Не сомневаюсь, что по итогам пилотного проекта мы создадим успешный пример, и другие районы области тоже захотят реализовать аналогичные изменения. К слову, параллельно с Чугуевом к трансформации первичной медицины приступил Купянск.

Уверена, что пациенты будут довольны, поскольку это изменения к лучшему.

Личное дело
Елена Владимировна Решетняк родилась 6 сентября 1962 года в г. Мценске Орловской области. В 1984 году окончила Харьковский госуниверситет (ныне ХНУ им. В.Н. Каразина),  работала преподавателем  экономических дисциплин в НТУ «ХПИ». В 1991 году получила степень кандидата экономических наук. В период 1995-2005 гг. неоднократно стажировалась в Германии, США, Австрии, Франции, Испании. С 1999 г. – председатель правления общественной организации «Агентство изменений «Перспектива»» (до 2014 г. – ХЖО Центр «Перспектива»). С 1999 г. –  директор Центра экономического развития, а затем Международного бизнес-центра НТУ «ХПИ». 1998--2011 гг. – директор программ Украинского совета по экономическому образованию. 2003-2012 гг. – тренер и консультант Совета по экономическому образованию США в сфере экономики и организационного развития  с опытом работы в десяти странах, в том числе Египта, ЮАР, Мексики, США, Парагвая, Беларуси, Армении. С 2008 г. – приглашенный профессор Магдебургского университета имени Отто-фон-Герике, Германия. С 2015 г. — член Харьковской экспертной группы по поддержке медицинской реформы.  Замужем, дочери 32 года.