Воспитанники Детско-юношеской студии циркового искусства «Старый цирк» поражают своими талантами жюри конкурса «Україна талант».

Однако база, на которой они тренируются, под угрозой закрытия. После реорганизации циркового учреждения и финансовых проверок здание Старого цирка оказалось в залоге у фискалов и может быть выставлено на продажу, и тогда студия окажется на улице.

В подвешенном состоянии Старый цирк находится уже год. В апреле 2014-го Минкульт перевел Старый цирк — ГП «Украинская творческая дирекция по подготовке цирковых аттракционов и номеров», базой которого является Старый цирк, в состав Государственной цирковой компании Украины в качестве его структурного подразделения. Просуществовавшая в Старом цирке больше 10 лет до его реорганизации Детско-юношеская цирковая студия в новой организации не была предусмотрена, но все же продолжала функционировать. Однако на днях ученикам, педагогам и родителям запретили входить в здание цирка.

— Дети пришли на тренировки и увидели объявление об отключении манежа от электропитания. Мы пытались выяснить, на каком основании это собираются делать, ведь до конца месяца оплачены все коммунальные платежи, аренда и прочие взносы, — говорит член родительского комитета Дмитрий Ляпин, оказывающий сотрудникам структурного подразделения ГП «ГЦКУ» (Старого цирка) юридическую помощь.

Судьба студии тревожит и взрослых, и детей, которые занимаются цирковым искусством чуть ли не с пеленок.

— Дети болезненно воспринимают сложившуюся ситуацию, — говорит Дмитрий Ляпин, трое детей которого увлеклись цирковым искусством. — Студия стала для них родным домом: они готовы тренироваться по пять часов в день и даже в выходные — настолько увлечены цирком. Для них нет страшнее наказания, чем сказать, что сегодня они не идут на тренировку.

— Дочкам 7 и 9 лет, в студию ходят пятый год, мечтают стать воздушными гимнастками, — рассказывает мама воспитанниц студии Марина Гамаюнова. — Они очень расстроились, когда на дверях цирка увидели замок. Воспринимают это так, будто их выгоняют из собственного дома. Рвутся ехать в Киев, чтобы отстаивать цирк. Вместе с родителями мы верим в хорошее, и до последнего будем делать все от нас зависящее, чтобы цирк не закрыли.

Официально студия не существует?


В ГП «Государственная цирковая компания» объясняет закрытие здания тем, что в результате проверки на предприятии были выявлены нарушения.

— Так, дирекция принимала от родителей деньги — в кассе оказалось 1,5 млн грн., которые не были официально заведены на счет, — говорит и. о. генерального директора ГП «Государственная цирковая компания» Сергей Дидык. — Кроме того, выявлена незаконная выплата заработной платы в размере 1 млн 300 грн. — сотрудникам платили оклады в двойном размере. По решению суда предприятие должно уплатить штраф в размере пяти миллионов гривен. Однако непосредственно студию циркового искусства никто не закрывал, потому что она и не открывалась. Официально ее не существует. Как выход, я предлагал заместителю гендиректора структурного подразделения (Старого цирка. — ред) ГП «Государственная цирковая компания Украины» Дмитрию Лыко оформить студию в Новобаварском районе Харькова и заниматься в арендованном помещении. К тому же в Харькове работают 12 цирковых студий, в которых могут заниматься дети.
Имущество Старого цирка принадлежит Министерству культуры, поэтому оно имеет полное право им распоряжаться, говорит Сергей Дидык. Сейчас под залогом в налоговой инспекции находятся пять объектов, в том числе общежитие цирка и здание, где занималась цирковая студия. Хозяйственный суд должен определить, когда будет продано здание цирка.

В то же время член родительского комитета Дмитрий Ляпин, оказывающий, юридическую поддержку сотрудникам структурного подразделения ГП «ГЦКУ» настаивает — студия работает законно.

— По приказу Минкульта студия должна была войти в цирковую компанию, ведь она была структурным подразделением «Украинской творческой дирекции по подготовке цирковых аттракционов и номеров», — говорит Дмитрий Ляпин. — Студия была зарегистрирована в Государственном реестре учреждений, предприятий и организаций и действовала на законных основаниях. Но потом в Министерстве культуры потребовали, чтобы студия получила лицензию на обучение. Однако она не обучает — никакого диплома или иного документа, подтверждающего квалификацию наших учеников, не выдает. Что касается дирекции, то предприятие платит налоги и оплачивает услуги, заключает договоры и по-прежнему находится в государственном реестре. К тому же дирекция до сих пор не рассчиталось по долгам, поэтому она не может быть ликвидирована без согласия налоговой инспекции.

Сотрудников цирка выгонят на улицу?


Но страдает не только студия. Работники дирекции, которые переведены в цирковую компанию, включая пожарно-сторожевую охрану и уборщиц, по словам художественного руководителя детско-юношеской студии циркового искусства «Старый цирк» Светланы Момот, с 18 апреля не должны выходить на работу.

— Нас отправили с формулировкой «вынужденный простой по месту жительства» и оплатой 66% от зарплаты. После этого на здании повесили замок. Большинство сотрудников написало, что они не согласны с приказом, поэтому продолжают ходить на работу. Но нам говорят: «Зачем вы ходите на работу, если числитесь на другом предприятии?» Мы уже год пребываем в такой ситуации, но этот клубок никто не собирается распутывать. Подозреваем, что всех сотрудников Старого цирка просто сократят или уволят.

— Какой будет судьба дирекции, и соответственно, ее сотрудников, говорить рано. Мы пока боремся за предприятие и надеемся, что Министерство культуры все-таки найдет рычаги, чтобы дирекция была предприятием компании, в частности, по этому вопросу будет заседание 23 мая. Все вопросы будут решены, если удастся заплатить штраф, а здание передать компании, — в свою очередь говорит Сергей Дидык.

Студия готовится к юбилейному представлению


— Мы готовы зарабатывать деньги и уплатить штрафы. Думаю, налоговая не стала бы возражать против реструктуризации. Но у Сергея Дидыка жесткая позиция закрыть дирекцию и ликвидировать студию, — считает Дмитрий Ляпин.

Сотрудники Старого цирка теперь надеются на встречу с министром культуры.

— Нам пообещали до конца мая не предпринимать никаких действий. Сейчас наша основная цель — встретиться с министром — может, он нас все-таки услышит, — говорит Светлана Момот. — Сейчас идет судебное разбирательство по поводу отмены приказа Минкульта №633 о ликвидации и реорганизации предприятия. На июнь назначено третье слушание.

В июне Старому цирку исполнится 110 лет, и, несмотря на запреты, студия готовит на 9–16 июня юбилейное представление.

— Что бы ни случилось, мы будем давать отчетный концерт. Если удастся, в Харькове пройдет полномасштабная праздничная программа к 110-летию цирка, в которой будет занята не только наша студия, но и другие харьковские коллективы, — говорит Светлана Момот. — Если здание цирка будет закрыто, мы дадим юбилейный концерт в любом помещении и даже на улице — готовы даже на площади перед зданием Старого цирка.