Харьковский государственный театр кукол имени В.А. Афанасьева представил еще один спектакль для взрослых — «Ревизор» Николая Гоголя. Долгожданная премьера состоялась вчера и собрала полный зал почитателей необычного репертуара. Зрители, довольные увиденным и услышанным, еще раз убедились, что актеры-кукольники помогают не только переосмыслить известное произведение, но и по-новому взглянуть на мир.

В репертуаре театра это уже девятый спектакль для взрослых. Но история его создания — более сложная, чем у других представлений, считает заведующий литературно-драматургической частью театра Александр Стогний. Ведь задумка поставить «Ревизор» возникла еще два года назад. Для этого специально был приглашен известный российский режиссер Сергей Плотов из Челябинска. За изготовление уникальных кукол взялся талантливейший мастер из Днепропетровска Виктор Никитин, а сценографию готовила харьковчанка Наталия Денисова. Дорогостоящая работа требовала особо пристального внимания, поэтому 40 кукол были готовы только к сентябрю нынешнего года. Но, к сожалению, Сергей Плотов не смог заняться постановкой «Ревизора», получив из Москвы серьезное предложение о сотрудничестве.
— Тогда мы решили пригласить для работы над спектаклем заслуженного деятеля искусств Евгения Гимельфарба, — говорит завлит Александр Стогний. — Такой выбор был не случайным. Несколько лет Евгений Юзефович возглавлял Харьковский театр кукол и прекрасно знает возможности труппы. В свое время он ставил и «Шинель» Гоголя, поэтому сам писатель ему близок и понятен. Конечно, работать с чужим материалом очень тяжело, но Гимельфарб сумел «вскочить в поезд на ходу», как любит повторять сам режиссер. И теперь харьковский зритель может взглянуть на результат двухлетней кропотливой работы более сотни профессионалов. Конечно, со временем в спектакле еще что-то будет меняться, корректироваться, но главное, что публика уже приняла «Ревизора».
Еще два года назад планировалось, что спектакль будет демон-стрироваться без сокращений, но полный текст Гоголя не удалось втиснуть даже в три часа. Поэтому в процессе работы некоторые герои «исчезли». Зато появился новый сценический персонаж — старуха Авдотья, которая у Гоголя упоминается только в диалогах. Еще одно «ноу-хау» режиссера — введение в спектакль дикарских мотивов, которые подчеркнут духовное бескультурье, а также двух персонажей в исполнении живых актеров — собственно великого Гоголя и его «воспитанника» мальчика-арапчонка. Эти эпизодические явления призваны акцентировать внимание зрителя на главной идее произведения.
В планах коллектива Харьковского театра кукол — еще одна постановка для вечернего репертуара. В следующем году зрители смогут увидеть «Трехгрошовую оперу» Бертольда Брехта. А для детей актеры представят «Синдбада-морехода» и «Трех поросят».
— Очень приятно осознавать, что в Харькове воспитанная публика, — замечает Александр Стог-ний. — Харьковчане прекрасно знают вечерний репертуар театра кукол, с удовольствием ходят на все постановки. А вот в других городах Украины (и даже в Киеве) театр воспринимают как «детский». Хотя если обратиться к истории, то мы увидим, что и вертеп, и известный Петрушка были развлечением для взрослых. Да и первый «серьезный» спектакль Виктор Афанасьев поставил еще в 1955 году, сумев преодолеть чиновничьи заслоны, цензурные препоны и заскорузлый стереотип «детскости» театра кукол. Может, поэтому именно в Харькове самый большой вечерний репертуар.
Актеры-кукольники обожают вечерний репертуар, поскольку на «взрослые» спектакли приходят подготовленные зрители, с которыми можно говорить, философ-ствовать, играть и даже спорить. Все это в любом случае будет восприниматься на «ура». Тем более что харьковская труппа театра кукол — одна из лучших в Украине. Здесь работают необычайно талантливые актеры, в числе которых — народный артист Украины, один из известнейших кукольников мира Алексей Рубинский. Его уважают, им восхищаются, об уникальных способностях его рук, умеющих «оживить» даже коробок спичек, ходят легенды.
Еще одна достопримечательность Харьковского театра кукол — единственный в Украине Музей театральных кукол. Его уникальность и значимость заключаются в том, что во всем мире таких музеев насчитывается не более десятка. Рождение потрясающей коллекции в Харькове началось с того, что отыгравшие в спектаклях куклы отправлялись для экспозиции как живая память о деятельности театра. Но буквально за несколько лет третий этаж здания превратился в богатейший музей театральной куклы, уступавший в СССР разве что коллекции музея С. Образцова при Государственном академическом центральном театре кукол в Москве. Посмотреть на бесценные экспонаты и раритеты могут все, кто приобрел билет на спектакль. Во время антрактов в залах музея проводятся бесплатные экскурсии, так что зрители театра кукол получают не только эстетическое наслаждение от оригинальных постановок, но и дополнительные знания об истории кукольного искусства.