Гость редакции ВХ — директор департамента науки и образования Харьковской облгосадминистрации Анатолий Бабичев.

Сертификатам ВНО продлили срок действия


— Добрый день, Анатолий Валерьевич. Меня зовут Светлана Сергеевна. В чем отличия нынешней вступительной кампании?

— Цифры нынешнего года показывают, что потребность в высшем образовании есть не только у выпускников школ. В этом году ВНО сдают около 17 тысяч жителей области, при этом каждый четвертый участник ВНО — выпускник прошлых лет: абитуриенты, которые не поступали или не поступили в вузы, и уже взрослые люди, которые приняли решение получить высшее образование (в прошлые годы ВНО выпускников прежних лет было около 20%). Как выясняется, без высшего образования многие не видят своего будущего. Глобальных новшеств в нынешней вступительной кампании не будет. Одна из основных особенностей — подача в вузы документов только в электронном виде (в письменном виде заявления принимают лишь вузы, в которых предусмотрены творческие и спортивные испытания). Электронная подача документов удобна и для приемных комиссий, и для абитуриентов — не будет очередей. Более того, мы ожидаем, что в вузах изменится география поступающих, потому что абитуриент из Львовской области теперь легко может сдать документы через интернет.

— Здравствуйте, Анатолий Валерьевич. Вам звонит Владислав. Как в этом году подсчитываются баллы при поступлении в вуз? И будут ли вузы учитывать баллы за участие в олимпиадах?

— Основное, что будет учитываться при поступлении в вуз, — результаты ВНО (около 70% баллов при поступлении). Но будут приниматься во внимание также средний балл аттестата, переведенный в 200-балльную шкалу, и дополнительные успехи в обучении: победы на всеукраинских и международных олимпиадах и конкурсах, защита работ в МАН, возможен небольшой балл по результатам обучения на подкурсах в вузах. Каждый вуз устанавливает свою шкалу коэффициентов, в которой определяет значимость того или иного предмета для поступления на определенную специальность и важность дополнительных успехов.

— К как рассчитать средний балл аттестата?

— Среднему баллу в аттестате по 12-балльной системе соответствует цифра по 200-балльной шкале. Чтобы примерно его рассчитать, нужно 200 разделить на 12 и умножить на балл в аттестате.

— Добрый день, Анатолий Валерьевич. Меня зовут Сергей. Я слышал, что результаты ВНО-2016 будут действительны не один, а как минимум два года. Это верно?

— Об этом действительно заявила министр образования и науки. В этом году в МОН обещают, что сертификат будет действителен минимум два года, то есть им можно будет воспользоваться при поступлении в следующем году, а, возможно, и в последующие годы.

— То есть, если я не поступлю в этом году, а в следующем году в вузы будет небольшой конкурс, мои шансы на поступление даже с небольшим баллом повысятся?

— Может быть, но это не факт, потому что набор в высшие учебные заведения тоже может уменьшиться. В этом году, например, еще не известно количество мест, в том числе и бюджетных, которые будут предоставлены вузам по разным специальностям.

Абитуриент не должен ошибиться в выборе вуза


— Здравствуйте, Анатолий Валерьевич. Меня зовут Богдан. В этом году я оканчиваю школу. Хочу подать документы и в ХНУРЭ на программиста, и в ХНУ им. В.Н. Каразина на экономиста. Можно ли так сделать?

— Безусловно, можно. Это хорошо, что вы уже определились со специальностями. В этом году у каждого абитуриента есть возможность выбрать пять направлений подготовки либо пять специальностей, всего 15 возможных вариантов, т. е. в среднем в каждой специальности по три вуза. Но главное при этом — определиться с приоритетной специальностью и вузом и указать их на первом месте. Например, в вашем случае на первое место поставить программирование в ХНУРЭ, на второе — экономику в ХНУ им. В.Н. Каразина. Но стоит помнить о том, что если вы укажете в заявлении один вуз, а потом передумаете и захотите учиться в другом, возможности попасть на отделение государственного бюджета у вас уже не будет.

— Это значит, что я не смогу отказаться учиться в вузе, который обозначил первым?

— Отказаться вы сможете, но потеряете свое бюджетное место. Например, если по рейтингу вы не проходите в вуз, который в приоритете обозначили под номером 1, вы можете претендовать на поступление в вуз, обозначенный вами под номером 2, если вы не проходите и в этот вуз, вы можете попасть в вуз под номером 3. Если вы проходите в вуз № 3, но изменили свои намерения и хотите учиться в вузе № 5, то уже не можете рассчитывать на место государственного бюджета — вы сможете учиться только на контрактном отделении.

Школьные медали не всегда соответствуют знаниям


— Здравствуйте, Анатолий Валерьевич. Вам звонит Андрей. Правда ли, что на уровне Министерства образования и науки обсуждается целесообразность школьных медалей?

— Их целесообразность действительно под вопросом. Когда я оканчивал школу, наличие медали было существенным плюсом при поступлении в вуз: абитуриент имел льготы и мог не сдавать экзамены. Сейчас медаль никакой роли не играет: если у школьника по всем предметам 12 баллов, они и так зачтутся. Медаль — это гордость для родителей и признание для ученика в том, что он лучше всех учился в школе.

— А как вы относитесь к возможному упразднению школьных медалей?

— Вполне лояльно. На сегодняшний день, несмотря на разные нюансы и перекосы, самым независимым и объективным способом оценивания знаний является ВНО. Когда мы анализируем достижения медалистов в ВНО, эти результаты не всегда совпадают. В прошлом году, например, около 25% выпускников не подтвердили свои медали результатами тестирования. Медали, как и школьные оценки, — субъективны, поскольку их определяют учителя. Школьник может, например, отлично учиться в средних классах, а в последнем классе расслабиться и что-то упустить, но учителя все равно будут продолжать ставить хорошие оценки, потому что отношение к нему уже сложилось. К тому же, если раньше выпускные экзамены и ВНО не имели друг к другу отношения, то в этом году результаты ВНО по двум предметам — украинскому языку и литературе, а также по истории Украины или математике идут и в школьный аттестат. Поэтому, если школьник не имеет 10,11 или 12 баллов, медаль он не получит.

Льготники займут отдельные бюджетные места


— Анатолий Валерьевич, добрый день. Меня зовут Анастасия. Кто имеет льготу при поступлении в этом году? Участвуют ли в тестировании дети-сироты?

— Льготами при поступлении пользуются инвалиды I и II групп, участники боевых действий в зоне АТО с инвалидностью и контузиями и их дети, дети погибших шахтеров. Эти ребята поступают в вузы после собеседования без сдачи внешнего независимого оценивания.

— Но таким образом университеты могут получить часть студентов с низким уровнем знаний, которые займут место более способных абитуриентов.

— Эти абитуриенты не займут ничье место. Для них будут выделены дополнительные бюджетные места по отдельной квоте. К слову, дети-сироты не идут вне конкурса и обязаны сдавать ВНО и поступать вместе со всеми, но если они не проходят на бюджетное отделение на общих основаниях, Министерство образования предоставляет для детей-сирот дополнительные бюджетные места.

— Анатолий Валерьевич, добрый день. Меня зовут Ирина. Смогли ли в этом году сдать ВНО дети, которые живут на неподконтрольной Украине территории — в Крыму и в зоне АТО?

— ВНО смогли сдать все, кто хотел. К нам было достаточно обращений, особенно из Крыма. Главное для поступления в вуз — иметь украинский аттестат об общем среднем образовании и сдать ВНО.

— Откуда же они возьмут украинский аттестат?


— Любой гражданин Украины, проживающий в Крыму или на другой неподконтрольной Украине территории, может дистанционно через Интернет поступить в любую школу Украины. МОН обещает, что какое-то количество мест в вузах выделит для жителей Крыма. До 20 мая ребята, которые находятся на неподконтрольной территории, имели возможность записаться на дополнительную сессию ВНО, чтобы пройти его в июле.

Студентов ХХI века учат набирать тексты


— Здравствуйте, Анатолий Валерьевич. Меня зовут Алена. Моя дочь — студентка 1 курса факультета иностранных языков. Она свободно разговаривает на английском языке, но при написании контрольной — перевода на английский язык — получила двойку. Оказалось, что студент обязан использовать активный словарь исключительно из учебников, по которым они занимаются, а если студент знает больше программы и заменяет слова синонимами, которых нет в активном словаре учебника, это засчитывается как ошибка. Как объяснила преподаватель, по стандартам она не имеет права поставить хорошую оценку. Кроме того, информатика на 1-м курсе иняза начинается с того, что студентов учат набирать тексты. Ребята стонут от таких занятий, и интересный по своей сути предмет превратился в объект насмешек. Хотелось бы знать, будут ли все-таки меняться стандарты образования и как скоро это случится?

— Стандарты образования уже меняются, как меняются и учебные программы — в частности, для младших классов и некоторых старших в средней школе. Министерство образования и науки Украины рассматривает новый список специальностей и направлений подготовки для вузов. И эта работа продолжается. Что касается иностранного языка, к сожалению, на сегодня мы имеем совершено разный базовый уровень знаний, в том числе и иностранных языков, у первокурсников. Ведь при поступлении на иняз учитываются результаты ВНО не только по иностранному, но и другим предметам. Всегда есть те, кто в школьные годы занимался дополнительно, более того — учил английский в разных версиях, например американскую, которая по некоторым позициям кардинально отличается от классического английского. В наших стандартах заложено знание классического английского языка. Что касается вашей ситуации, я не совсем согласен с позицией преподавателя, поскольку использование синонимов не может отразиться на знании предмета. Чем больше знаешь, тем лучшим должен быть результат. Тем более, что наши высшие учебные заведения занимаются по совершенно разным ученикам и программам.
Личное дело
Анатолий Валерьевич Бабичев родился 1 июля 1980 года в Харькове. В 1997 году после окончания школы № 149 поступил на механико-математический факультет ХНУ им. В.Н. Каразина, завершив обучение в 2002 году. В 2005 году окончил магистратуру в ХНЭУ по специальности «государственная служба». С 2001 по 2002 год работал лаборантом в Харьковском педагогическом колледже. С 2002 года — в ГУ образования и науки Харьковской облгосадминистрации. С 2006 по 2009 год — помощник заместителя председателя ХОГА по гуманитарным вопросам. С 2009 по 2010 год — начальник управления по делам семьи и молодежи ХОГА. 2010 — 2014 годы — советник главы правления БФ «Ренессанс», помощник народного депутата Украины, директор ООО «Джейван Центр Харьков». С 2004 по 2008 год работал в высших учебных заведениях: ХИБМ, ХТЭК, ХФУ. С апреля 2014 года по настоящее время — директор департамента образования и науки ХОГА. Не женат. После поступления на госслужбу времени на хобби нет, но мечтает о путешествиях.