Очень трудно, оказывается, написать о дороге как о техническом сооружении, как об объекте строительства и эксплуатации. Сколько их изъезжено-исхожено-истоптано — пеших и всяких, с рюкзаком и без…
Но все же, прежде, чем пойдешь ты по ней или поедешь, дорогу эту кто-то проектирует, прокладывает по местности, укладывает в нее «кубы». А у тех, кто этим занимается, тоже есть в жизни юность и выбор дороги — на сей раз жизненной…Какой-то такой сложный клубок ассоциаций завязался, когда мне сказали, что в нашем национальном автомобильно-дорожном университете кафедра технологии дорожно-строительных материалов проводит международную студенческую олимпиаду по дорожным материалам.
С заведующим этой кафедрой профессором Виктором Александровичем Золотаревым я познакомился давно — в том баснословном уже 1990 году, когда оба мы с ним были избраны в состав Харьковского облсовета ХХI созыва. Он обращал на себя внимание тем, что немедленно и на все начинал возражать. Сначала это слегка раздражало, но потом я вспомнил, какие три степени понимания различал выдающийся английский философ Карл Поппер. Первая — это приятное чувство удовлетворения от того, что ты понял аргументы собеседника, вторая — когда смог их повторить и третья — когда сумел опровергнуть. Этот быстрый непоседливый человек, профессор Золотарев, не размениваясь на мелочи, стремился овладеть сразу третьей степенью, и это u1087 примирило меня с его манерой разговаривать, потому что человеку, искренне стремящемуся к истине, я могу простить множество мелких недостатков.
На первый взгляд, стремление к истине и профессия дорожника как-то плохо друг с другом вяжутся. У нас ведь она считается одной из самых простых, примитивных. Вон стоят на обочине мужики в оранжевых рубахах, с лопатами в руках. Бери побольше — кидай подальше…
— Ну что вы, — немедленно возражает Золотарев, — это не совсем так, а точнее — совсем не так. Мне приходится бывать за границей, и вы бы видели, какой престижной и уважаемой является профессия дорожника там, какие костюмы они надевают по вечерам, как проводят свободное время…
Когда водитель ведет машину по дороге, ему от нее нужны две простые вещи: чтобы машина не прыгала и не скользила. Казалось бы, требования очевидные и простые, и тем не менее этим требованиям наши дороги не удовлетворяют. И тут возникает вопрос, только ли в том дело, что у нас выделяется мало средств на ремонт дорог или же существуют более глубокие и неочевидные причины такого прискорбного положения дел, коренящиеся, скажем, в физике или технологии тех материалов, из которых они сделаны?
Дорога как инженерный объект, объясняет Виктор Александрович, имеет много составляющих. В частности и ту, которой непосредственно занимается кафедра — качество материалов дорожных покрытий. Ведь параметры дороги, от которых зависит ее долговечность и безопасность, определяются не только тем, как ее уложили, но и изначальными, исходными свойствами материалов покрытия. Любое покрытие многокомпонентно, скажем, щебень и асфальт, битум. Щебень несет основную силовую нагрузку, а связывающий его битум придает ему свойство целостности, массивности, заставляет его сопротивляться нагрузкам коллективно, как единое целое. А между щебнем и битумом существует взаимодействие. И одно дело, если поверхность щебня чистая — тогда битум растекается по ней, смачивает ее и хорошо склеивает соседние каменные обломки, и совсем другое — если эта поверхность покрыта пылью. Пыльную поверхность битум не смачивает, он собирается на ней в капли и склейка получается плохой. Многое зависит и от размеров, и от формы тех мелких каменных обломков, которые в совокупности своей называют щебнем. Так что есть здесь и большая наука — техническая, но опирающаяся на фундаментальные законы. В общем, качество покрытия определяется многими параметрами его исходных материалов, которые должен уметь определять инженер-дорожник для грамотного ведения процесса укладки покрытия.
На Западе процесс контроля за качеством покрытия давно ушел вперед. Там в распоряжении дорожника — дорогостоящее лабораторное оборудование для определения параметров исходных материалов. Это оборудование много «умеет», но и стоят такие приборы по 30-40 тыс. евро за штуку. Их у наших дорожников нет и как скоро будут — совершенно неизвестно. Да и будут ли вообще.
А в вузах они постепенно появляются. А с ними появляется и парадокс: инженер-дорожник вскоре не будет уметь контролировать свойства материалов дорожного покрытия с помощью простейших средств, которые одни только ему и доступны, потому что в вузе его учили «как в Европе».
Потому-то и решил профессор Золотарев собирать у себя на кафедре студентов «со всего Союза» и прививать им вкус и навыки работы с простейшими методами и приборами для управления качеством дорожных покрытий. Делается это в форме олимпиады. На кафедру съехались студенты из 7 автодорожных вузов Белоруссии, России и Украины. Их бесплатно поселили в общежитии, бесплатно кормят и с гордостью показывают Харьков — ректорат нашел необходимые возможности, что, кстати, совершенно нехарактерно для богатой Европы, для которой быт — это личные подробности каждого.
Каждый из участников олимпиады на первом этапе выполняет лабораторные исследования предложенных образцов материалов, предварительно уже исследованных сотрудниками кафедры (это необходимо для оценивания), а на втором — проходит теоретический тест. Все участники получат специальные дипломы в красивой «корочке», а трое победителей будут награждены часами от имени Государственной службы автомобильных дорог Украины.
Сколько, спрашиваю, у вас участников? «Двадцать. Больше, к сожалению, мы принять не можем», — сокрушенно объясняет Золотарев. Признаюсь, первой реакцией было бы разочарование, не прикуси я вовремя язык. Да что ж это, мелькает в голове, за масштаб такой, совершенно недостаточный? Но уже вторая мысль отличается большей философской глубиной. Ведь, по большому счету, деятельность каждого из нас является «совершенно недостаточной». А скольких хороших полезных дел не сделано нами только потому, что мы оценили их как «каплю в море»? И сколько морей не возникло из этих капель?
И как хорошо, что не все так поступают, что некоторые все же поступают, как профессор Золотарев.