Сход трамваев с рельсов стал уже визитной карточкой Харькова.

Харьковчане окрестили это явление «трамвайным дрифтом». Чиновникам этот термин применительно к трамвайной напасти не по душе.

– Это не дрифт, – говорит директор Департамента инфраструктуры Харьковского горсовета Сергей Дульфан. – Как автомобилист с большим опытом информирую вас, что дрифтом называется управляемый занос. Поэтому люди, которые придумали такой термин для данного события, как минимум не квалифицированны. Поскольку это неуправляемый и не всегда занос.

И тем не менее это явление в городе существует. Чуть ли ни каждый день в Интернете появляются фото и видео трамваев, сошедших с рельсов. Харьковчане даже создали специальную группу в соцсетях для публикации таких снимков и составили календарь зафиксированных аварий. Так, например, за апрель трамваи сходили с рельсов как минимум 17 раз. Май тоже стартовал с «пасхального дрифта» – как окрестили харьковчане сход с рельсов 1 мая трамвая № 16 на улице Веринской. Затем были сходы 11 мая (ул. Гольберговская), 12 мая (пр. Московский около универмага «Харьков»). А буквально в минувший четверг – 26 мая –  на улице Плехановской, возле дома № 79 трамвай № 8 сошел с рельсов и развернулся под углом к рельсовому полотну.

Сергей Дульфан уверяет, что места сходов трамваев фиксируются, туда приезжает комиссия в составе представителей депо и КП «Горэлектротранссервис». Специалисты определяют, по чьей вине произошел сход. По словам Сергея Дульфана, это происходит по трем причинам: из-за плохого состояния вагонов, трамвайных путей и человеческого фактора – вагоновожатых, которые превышают допустимую скорость движения. Жалобы водителей, которые сетуют, что их заставляют работать больше положенного, начальник департамента отметает.

– Если бы подобные случаи имели место, были бы заявления в инспекцию по труду, –  говорит Сергей Дульфан.

Первоочередная причина трамвайных аварий, по словам директора Департамента инфраструктуры горсовета Сергея Дульфана, – плохое состояние путей.

– Из-за общей экономической ситуации на протяжении последних 25 лет и из-за того, что в предыдущие годы недостаточно внимания уделялось объемам капремонта и реконструкции трамвайных путей, мы прошли «точку невозврата» лет восемь назад, – говорит директор департамента. 

По его словам, общая протяженность трамвайных путей в Харькове – 217,57 км. Каждый год планируется ремонтировать 10% (как это предусматривают нормы эксплуатации) – то есть 21 километр. В этом году планируют сделать даже больше нормы.

– Таких объемов у нас никогда не было, – говорит чиновник, – однако конкретную цифру не озвучивает. – Вопрос лишь в том, как сделать так, чтобы не остановить на четыре месяца два трамвайных депо? Заниматься ремонтом по ночам сейчас невозможно, поскольку работа не ограничивается заменой рельсов – мы вынуждены менять весь трамвайный путь. Поэтому разрабатываем схемы объездов таким образом, чтобы максимально сохранить объем движения. Сейчас одновременно закрыли улицы Белецкого и Молочную (Кирова). По окончании работ сразу выходим на площадь Павловскую. Работа там займет минимум 90 дней, потому что будут вскрыты трамвайные пути (а такого события не было с 1945 года), и первым делом сетевики заменят свои сети. Только после этого мы примемся за реконструкцию непосредственно трамвайных путей – заменим до въезда на улицу  Полтавский Шлях.

Также в этом году будут заменены трамвайные пути на ул. Университетской – от пл. Павловской до цирка, продолжена реконструкция путей на улицах Москалевской,  Гольдберговской, Веринской. Кроме того, на ремонтируемых участках Московского проспекта реконструируют все светофоры.

Самые проблемные трамвайные пути, по словам Сергея Дульфана, находятся в пойменной части города.

– Трамвайные пути раньше собирались на деревянных шпалах и крепились костыликом. Представьте себе, где сейчас торчит костыль, если шпала, которую положили лет 40-50 назад, сгнила, – говорит он.

Чтобы привести в порядок все трамвайные пути Харькова – понадобится как минимум пять-семь лет, отмечает Сергей Дульфан. 

«Верните деньги!»
Харьковчане просят возвращать деньги за проезд в случае поломки городского электротранспорта – соответствующая петиция появилась на сайте горсовета 15 мая 2016 года.

«Деньги никогда не возвращали, кроме того, обкладывали матом всех! Пожалуйста, примите меры! Надоело хамство водителей горэлектротранспорта», – возмущается автор петиции Юлия.