Харьков

  • 4184
  •  / 

Что будет в Харькове с многоэтажками после 1 июля

Что будет в Харькове с многоэтажками после 1 июля
Что будет в Харькове с многоэтажками после 1 июля Эксперты советуют харьковчанам до 1 июля подать в горсовет заявку на ремонт  многоэтажек. В противном случае они рискуют остаться один на один с текущими крышами и дырявыми окнами.
Напомним, согласно Закону «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», до 1 июля 2016 года жильцы должны определиться с формой управления домом – принять решение о создании ОСМД либо о найме управляющей компании. Если ни того, ни другого не произойдет – управляющую компанию им назначат органы местного самоуправления.

До установленной законодателем даты остался всего месяц, однако выполнить в срок условия закона нереально, говорит замначальника отдела по контролю за деятельностью жилищных кооперативов и ОСМД Департамента жилищного хозяйства горсовета Иван Усачев.

– Во-первых, постановление Кабмина № 301 о порядке списания домов с баланса было опубликовано только 30 апреля этого года. И до настоящего времени практически весь жилой фонд города (90%) находится на балансе «Жилкомсервиса». А до списания дома с баланса ни о каком назначении управителя мы говорить не можем, – поясняет Иван Усачев. – Во-вторых, до сих пор не утвержден порядок проведения конкурса, на основании которого органы местного самоуправления будет назначать управляющую компанию, если жильцы не создадут ОСМД и не выберут управителя сами.

Эксперты неоднократно говорили о необходимости перенесения срока, установленного законодателем, на 2017-й год, однако пока официально такое решение не принято. Если конечный срок останется неизменным, то, скорее всего, по словам Ивана Усачева, в Харькове в качестве управляющей компании будет назначено единое предприятие — КП «Мой дом», созданный в феврале 2016 года решением сессии горсовета.

– По сути – этот тот же «Жилкомсервис», но с другим названием, – говорит Иван Усачев. – Там будут работать те же сотрудники, потому что они имеют большой опыт в управлении жилым фондом и хорошо знают эти дома. Ломать сложившуюся структуру не имеет смысла.

Представитель горисполкома считает, что выбирать харьковчанам, собственно, и не из кого.

– На данный момент рынок управляющих компаний не создан, – говорит Иван Усачеев. – К мелким частным компаниям мы пока не рекомендуем общаться, потому что рынок очень неустойчивый – сегодня компания создана, а завтра она пропала. Есть еще в Харькове ряд частных управляющих компаний от фирм-застройщиков, но они обслуживают свои новострои.

По его словам, информация о компаниях, которые будут предлагать жильцам свои услуги в качестве управляющих, будет размещаться на сайте.

Между тем в управляющей компании одного из харьковских застройщиков, наоборот, заверяют, что фирм, желающих стать альтернативой «Жилкомсервису», очень много. Проблема как раз в том, что нет единой базы таких компаний, чтобы люди могли сравнить условия, тарифы, проконсультироваться.

– Я живу в доме, который обслуживает «Жилкомсервис», и понятия не имею, какая управляющая компания будет обслуживать мой дом в дальнейшем. Хотя в Харькове есть очень много фирм, которые обслуживают ОСМД, – говорит директор СЖЭУ и службы жилищно-коммунального хозяйства одного из харьковских застройщиков Сергей Смиян. – Кроме того, управляющие компании от застройщиков тоже могут взять на себя обслуживание других многоквартирных домов. Нужно лишь, чтобы на это было получено согласие 70% жильцов  дома.

Где найти управляющую компанию?


Инициативная группа жильцов одного из харьковских новостроев, в котором недавно зарегистрировали ОСМД, сейчас как раз занимается поисками управляющей компании.

– Ресурса, на котором были бы представлены все компании, предоставляющие такие услуги, в Харькове нет, – подтверждает член инициативной группы Елена Петрова. –При горсовете есть Центр оказания помощи в создании ОСМД, но эта помощь весьма сомнительная. Среди управляющих компаний, которые там указаны, – тот же «Жилкомсервис» и его «дочки». Но связываться с департаментом ЖКХ и центром помощи  при них не хотелось бы, потому что там, скорее, отговаривают от создания ОСМД, чем помогают в его создании. Мы даже регистрировали свое ОСМД не через регистрационную палату, которая тоже связана с мэрией, а через нотариуса. В результате мы собрали в три раза меньше документов и сэкономили время. Застройщик предлагает нам свою управляющую компанию, но мы все же хотим найти альтернативу. Каким бы замечательным ни был застройщик, но с ним тоже придется разговаривать на равных. А для этого нужно, чтобы он понимал, что есть альтернатива.

В то же время один из основателей волонтерского Центра помощи ОСМД и ОСМ (орган самоорганизации населения) Сергей Ряполов считает, что ОСМД вовсе не обязательно нанимать управляющую компанию.

– В ОСМД юридически управляющим лицом является само ОСМД – оно заключает договоры с поставщиками услуг. Управляющими  в ОСМД являются председатель, правление и контрольно-ревизионная комиссия, которая контролирует собственное правление. Они уже могут заключить договор на управление с какой-либо частной структурой, если считают, что у самих недостаточно опыта. Причем они могут нанять как ЧП (частного предпринимателя), так и юрлицо, – объясняет Сергей Ряполов. – Я даже склоняюсь к тому, что лучше это будет конкретный человек, так называемый «управдом», – таких специалистов сейчас в большом количестве готовит Харьковский национальный университет городского хозяйства им. А.Н. Бекетова. Так что за утверждением, что рынка управленцев сейчас нет, стоит просто желание остаться монополистом.

Успеть до 1 июля


При этом Сергей Ряполов подчеркивает: 1 июля у людей уже не будет права выбора – мэрия назначит им управителя принудительно. Жильцы даже не будут одной из сторон в заключении этого договора – он подписывается между управляющей компанией, выигравшей тендер, и чиновником.

– Право голоса люди получают, только создав ОСМД. Тогда они имеют право заключить договор на управление хоть с «Жилкомсервисом» (как его ни назови), хоть с другой фирмой. В этом случае они уже выступают заказчиком и имеют право подписывать акты выполненных работ. Если же они не берут на себя ответственность как ОСМД – то платят по тарифу, но никакого влияния не имеют. Как и сейчас – мы платим «Жилкомсервису», но не видим ни акты, ни чеки. «Жилкомсервис» же на самом деле не делает ничего – это прокладка. У него есть только аварийка, все остальное он перекладывает по договорам на те же тепловые сети, облэнерго и т. д. Этот закон и призван разрулить бардак в плане  ответственности в ЖКХ.

С 1 июля также заканчивается и переходной период, когда все дома должны быть списаны с баланса города. Что это означает для горожан? По словам Сергея Ряполова, очень важно жильцам успеть до этого срока подать в горсовет акт-претензию, где будет указан весь объем ремонтных работ, который нужно сделать сейчас, пока еще дом не списан с баланса. Зафиксировав эти работы, можно будет в будущем заставить бывшего балансодержателя («Жилкомсервис») участвовать в них, поскольку законодателем предусмотрена статья о софинансировании. 

– Если жильцы не сделают этого и обратятся со своими проблемами в мэрию, например, 2 июля – им скажут, что дом не коммунальной собственности, и откажут в помощи, – предупреждает эксперт.

Что тормозит создание ОСМД?


Не все гладко и с созданием ОСМД. С начала этого года в Харькове зарегистрировано более 30 объединений, но процесс застопорился из-за того, что инициативные группы жильцов не могут получить информацию о собственниках квартир. 

– По законодательству, чтобы создать ОСМД, необходимо оповестить всех собственников многоквартирного дома. Но инициативная группа не может выяснить имена всех. Информацию из Госреестра имущественных прав на недвижимое имущество можно получить на сайте Минюста, у нотариуса и в Центре предоставления админуслуг на Красношкольной набережной. Но данные в реестре имеются только на 50-70% совладельцев, – поясняет амначальника отдела по контролю за деятельностью жилищных кооперативов и ОСМД Департамента жилищного хозяйства горсовета Иван Усачев.

Эти данные есть в архивах горБТИ, но получить их там нереально.

– С  1 января 2013 года поменялось законодательство в отношении регистрации  имущества. До этого момента эти функции выполняло горБТИ, а с 1 января 2013-го –  нотариус территориального округа либо госрегистраторы. Информация, которую они вносят с 1 января 2013 года, отображается в госреестре. Но если квартира была куплена до этой даты – в госреестр она не вносилась и находится  в архивах горБТИ, – объясняет Иван Усачев. – При этом горБТИ на данный момент не является распорядителем информации о собственниках, поскольку с 1 января 2013 года у него забрали функцию регистрации собственности на недвижимое  имущество, и предоставлять эту информацию оно не может. Некоторое время бюро давало эту информацию, но противники ОСМД стали жаловаться, что информация о собственниках – это персональные данные, и они против того, чтобы горБТИ их давало.

В горсовете жильцам, которые организовывают ОСМД, рекомендуют после получения информации из Госреестра, идти по квартирам и знакомиться со своими соседями.
– Тому, с кем знакомство не состоялось, нужно отправить письмо-уведомление о собрании совладельцев, на котором будет решаться вопрос о создании ОСМД, с пометкой «собственнику квартиры №...». На собрании он должен предъявить документ, подтверждающий право собственности. Если же в голосовании он участвовать не будет – известен он инициативной группе или нет, значения не имеет. Для создания ОСМД необходим 51% голосов «за» (голосуют пропорционально занимаемой площади). И этот процент можно собрать без тех, о ком нет информации, – отмечает Иван Усачев.

Кстати, определиться с управителем придется и жилищным кооперативам.

– Квартиры в кооперативах давно не принадлежат кооперативам – жильцы оформили на них право собственности или купили, – говорит Иван Усачев. – Поэтому они должны реорганизоваться в ОСМД либо избрать управителя. Но мы рекомендуем реорганизоваться в ОСМД. На данный момент пять кооперативов уже прошли эту процедуру.

Как застраховаться от мошенников?
Самое главное, по словам Сергея Ряполова, не передавать управителю полномочия права подписи.

– Если передается право подписи тотального управления, то получается, что управитель нанимает подрядчика и сам подписывает акты выполненных работ, что неправильно, потому что нет контроля, – говорит эксперт. – Нужно, чтобы управитель вел хозяйственную деятельность, но за ним был тотальный контроль со стороны жильцов – что и куда  потрачено.


Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

программа комментарииЛого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2815.1 грн
10 RUB 4.155 грн
100 EUR 3292.82 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи