История знает множество примеров, когда любовь становится для людей серьезным испытанием и даже заканчивается трагически. Но все, кому повезло найти ее, несмотря на все испытания, никогда об этом не жалеют. Подтверждением этому может служить жизнь архитектора Александра Ржепишевского. Созданные им здания прочно вошли в жизнь нескольких поколений харьковчан, а имя их автора для многих осталось неизвестным. Ответ на вопрос, почему его имя было предано забвению, непосредственно связан с историей его жизни.

Первая любовь
Будущий архитектор родился в 1879 году в Аккермане Одесской губернии. Его отец — офицер, человек со средним достатком — женится на девушке из обедневшей молдавской семьи. О братьях и сестрах Александра, а их у него 9, сведений почти не сохранилось. Известно только, что братья увлеклись политикой и стали революционерами (один из них впоследствии оказался на каторге). Но Александра политика не увлекала. После окончания гимназии он поступил в одесский университет и в этот момент увлекся рисованием. Это занятие стало смыслом всей его жизни и переросло в первую любовь, любовь к искусству. Не дождавшись начала занятий в университете, Ржепишевский уезжает в Петербург и становится студентом института гражданских инженеров. В 1903 году оканчивает его с золотой медалью. В то время золотая медаль давала право продолжить учебу в Европе.
И два последующих года проводит в знаменитой Сорбонне.
Интересы Александра не ограничиваются только посещением занятий. Он использует любую возможность для знакомства с памятниками западноевропейского искусства, делает многочисленные зарисовки, осваивает приемы европейских зодчих, анализирует их. Блокноты того времени содержат множество зарисовок, в которых Александр развивает увиденные им приемы. Со временем многие из них будут использованы в его проектах. 

Вернувшись в Петербург, Ржепишевский женится. У него рождаются две дочери: старшая Наталья и младшая Галина. Чтобы содержать семью, Александр Иванович берется за любые заказы. Но найти крупные практически невозможно: ведь молодой архитектор никому не известен. К тому же в своих проектах он стремится избавиться от догм господствующего тогда классицизма и полностью использовать возможности новых материалов и конструкций. Поэтому обращается к новому, еще непопулярному в то время стилю модерн. Чтобы найти работу, Ржепишевский участвует в многочисленных архитектурных конкурсах. Премии победителям выплачивались солидные, поэтому недостатка в конкурентах архитектор не испытывал. Чтобы выдержать конкуренцию, приходилось напряженно работать. Александр Иванович писал в то время старшему брату, что работает по 18 часов в сутки. Постепенно напряженный труд начинает приносить результаты. В восьми из 12 конкурсов проекты Ржепишевского занимают призовые места.
Этот результат только стимулирует участие в новых конкурсах.
Но работать одновременно над несколькими проектами на различные конкурсы сложно, а иногда и невозможно, и архитектор объединяется со своим единомышленником и другом архитектором Николаем Васильевым. В 1910 году подводятся итоги харьковского конкурса на проект здания городского купеческого банка. Лучшими признаны проекты: Сологуба (1-я премия — 1400 рублей); Ржепишевского, Васильева (2-я премия — 1200 рублей); Смирнова (3-я премия — 450 рублей). Встретившись с Ржепишевским и выслушав эмоциональное описание достоинств будущего здания, в число которых входит от использования вместо привычных кирпичей железобетонного каркаса, харьковские купцы выносят решение о строительстве банка по проекту друзей. 

Для авторского надзора за строительством Ржепишевского приглашают в Харьков.
Измученный постоянным безденежьем и конкурсной гонкой, Александр Иванович с радостью принимает предложение. С женой и двумя детьми он переезжает в наш город. 

Вторая любовь
Ржепишевсвкий полюбил Харьков. Ведь именно в этом городе он получил возможность воплощать в жизнь свои самые смелые идеи. В то время в нашем городе активно развивались торговля, промышленность, банковская деятельность. В Харькове идет большое строительство. И первое построенное Ржепишевским здание — Купеческий банк (на фото) — стало своеобразным символом развития нашего города. Банк и ряд магазинов размещались на первом этаже, на втором и третьем — конторы для сдачи внаем различным организациям, на трех верхних этажах размещалась гостиница «Астория». Сметная стоимость этого здания составила 724745 руб. Подчеркнуто аскетичный, с сильным влиянием европейских традиций архитектурный стиль понравился харьковчанам. Благодаря строительству этого дома Александр Иванович становится известным, популярным и любимым харьковчанами архитектором и получает большое количество срочных заказов. 

Несмотря на большое количество работы, Александр Иванович находит время и для своего любимого занятия — живописи. Младшая дочь архитектора Галина Шаховская в своих воспоминаниях так описывает его рабочий день: «Искусство было смыслом его жизни. Вставал он обычно в 5 часов утра, в 6 принимался за работу — проектировал, рисовал, чертил. Затем объезжал строительные площадки, внимательно следил за работой.
Успевал увлекаться спортом — теннис, коньки, фехтование. После обеда любил музицировать. А вечером в архитектурной мастерской собиралась способная молодежь и мастера. Время посвящалось рисунку и живописи». 

На харьковский период жизни архитектора (а прожил он в нашем городе всего 10 лет)
приходится расцвет его творчества. Работа над каждым новым заказом увлекает его. В каждом своем проекте Ржепишевский стремится найти органическую связь композиции и функционального назначения здания. Он строит общественные здания, частные особняки, доходные дома… Всего в Харькове им было построено 27 домов, 20 из которых признаны памятниками архитектуры. В это время и пригодились яркие впечатления от знакомства с Европой. Многие идеи, воплощенные Ржепишевским в харьковских зданиях, можно найти на его рисунках, сделанных еще во время учебы в Сорбонне. В каждом здании остается частичка любви архитектора к изобразительному искусству. Фасады его домов украшены барельефами и объемной скульптурой — небольшими по размеру женскими и детскими фигурами, придающими постройке домашний уют, напоминающий прохожим о мире и любви жителей этого дома. Неповторимость архитектурных решений подчеркивают выполненные по оригинальным рисункам оконные переплеты, полотна дверей, кованных металлических ограждений балконов и ворот. 

Обилие заказов и любовь харьковчан к его постройкам приносит Александру Ивановичу и финансовую самостоятельность. Но даже ему, известному архитектору, не по карману снимать квартиру в одном из доходных домов. Впрочем, как и многим другим людям среднего достатка. Александр Иванович находит выход из этой ситуации: одним из первых в Российской империи он выдвигает и реализует проект так называемых «компанейских домов» (прообраз современного ОСМД). Квартиры в таких домах являлись собственностью жильцов. Каждый владелец квартиры мог выбрать индивидуальную отделку и планировку жилья, стеклянные перегородки, камин, ванную, телефон. Первый такой дом архитектор строит на улице Рымарской, 6. В его подъезде до сих пор сохранились остатки фонтанов, работавших на каждой лестничной клетке. Еще один шестиэтажный «компанейский» дом Ржепишевский построил по улице Рымарской, 19. Его жильцами стали известные в городе врачи, художники и сам архитектор с семьей. Мастерство и богатая фантазия помогли автору создать различные варианты внутренней отделки квартир. Так, для одного из врачей на первом этаже была оборудована небольшая частная больница, а для художников в мансарде устроены мастерские с естественным верхним светом. 

Период жизни в Харькове, ставшем для него любимым, закончился для Ржепишевского с приходом большевиков. Известный, привыкший жить на широкую ногу архитектор за несколько месяцев превращается почти в нищего. В России идет гражданская война, заказов на строительство нет. Из двух его квартир новая власть оставляет ему только одну комнату. Чтобы спасти себя, семья Ржепишевских решает эмигрировать. Готовясь к отъезду, уезжает в Крым. 

Третья любовь
Свою первую любовь — любовь к живописи — Александр Иванович пронес через свою жизнь, благодаря ей приобрел признание и уважение.
Неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая жизнь, если бы он последовал примеру своего друга Николая Васильева и уехал за границу. (В эмиграции Васильев оказался востребованным и в последние годы жизни провел на посту главного архитектора Нью-Йорка). Но в тот момент, когда к эмиграции готовы все документы, он встречает женщину, которую полюбил с первого взгляда. Полюбил настолько, что принял решение уйти из семьи и остаться с ней в Советской России. Жена пытается образумить Ржепишевского, но в ответ на все ее увещевания он со своей возлюбленной уезжает в Москву. 

История не сохранила ни имени, ни возраста, ни других сведений об этой женщине.
Эти сведения были уничтожены стараниями жены Ржепишевского. Осуждать ее нельзя: ведь она всю жизнь любила Александра Ивановича. И хотя имела возможность выехать за границу, но не воспользовалась. Отказалась и от предложения Николая Васильева стать его женой. Вернулась в Харьков. История по-своему отмстила ей за уничтожение документов — не сохранила ее имени. 

О последней любви Ржепишевского известно только одно: таинственная незнакомка была родом из Москвы. О жизни архитектора в Москве сохранились лишь отрывочные сведения. Жил небогато, на 5-м этаже неотапливаемого дома. Обдумывал новые проекты, перебивался случайными заказами. Последней его работой стал пансионат «Долосы», который находится возле Ялты. В 1930 году как «буржуазный элемент» был арестован ГПУ. Из тюрьмы вышел через полгода совсем больным человеком. 

Через два месяца после освобождения, поднимая к себе на 5-й этаж вязанку дров, почувствовал боль, но продолжал идти. Александр Иванович успел войти в квартиру и опуститься на стул. И тут же скончался от сердечного приступа. Ему был 51 год. Была ли в ту минуту рядом с ним та, ради которой он круто изменил свою жизнь, — неизвестно.
Неизвестно, где находится и могила зодчего. Но память о нем — во многих построенных им домах и трогательной истории любви.