В годовщину начала «оранжевой революции» экс-губернатор Харьковской области и «главный украинский сепаратист» Евгений Кушнарев презентовал свою книгу о прошлогодних событиях.

Если Виктор Янукович во время прошлогодних событий был символом нынешней оппозиции, то Евгений Кушнарев стал ее героем. Поэтому неудивительно, что именно «сепаратист № 1» стал и героем оппозиционного «празднования» годовщины в родном Харькове. В то время, когда изрядно поредевший за год киевский Майдан оранжевел и плясал, харьковские «бело-голубые ветераны» собрались в оперном театре на презентацию книги Евгения Петровича под названием «Конь рыжий. Записки контрреволюционера».
Смысл названия раскрывает эпиграф — стих из библейского Откровения Иоанна Богослова (оно же Апокалипсис):
— И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
Рыжий и оранжевый — два оттенка одного цвета. Рыжий конь, таким образом, выступает символом революции как зла, войны и разрушения. Портрет этого коня украшает обложку книги: храпящий оскаленный жеребец с безумными глазами заносит «восклицательно-ющенковскую» подкову над толпой маленьких украинцев под разноцветными знаменами…
К счастью, «оранжевая революция» обошлась без убийств (череда последовавших самоубийств высоких чиновников не в счет). Но мир на украинскую землю, по мнению Кушнарева, до сих пор не вернулся: происшедший в обществе раскол дает о себе знать, а попытка узаконить его в рамках государственного праздника лишь бередит еще не зарубцевавшуюся народную рану.
— Я ненавижу революции, — говорит Евгений Петрович, — потому что ничего хорошего в жизни людей они не приносили и не принесут. Революции нужны лишь их истинным идеологам и организаторам для того, чтобы прикрыть грубейшие нарушения конституции, законности, неизбежно сопровождающие любую революцию. Тех, кто пытается навязать нам оценку происходившего как высшей формы народного волеизъявления, я хочу спросить: почему ни в одной конституции ни одной демократической страны не предусмотрена такая форма волеизъявления народа как революция?
Называя себя контрреволюционером, Кушнарев уточняет, что в его понимании «контрреволюционер — это человек, который в принципе не приемлет и противостоит революциям». Однако контрреволюцию как ответный удар по революции автор «Записок» также не приемлет, считая единственно верным эволюционный путь развития общества.
По словам Кушнарева, идея книги — ответить на придуманные обвинения и инсинуации в его адрес, а также развеять мифы и легенды с помощью хроникального и документального изложения всего того, что происходило тогда в Украине и Харькове. Родилась эта идея у Кушнарева во время девятидневного заключения в СИЗО. Работа над книгой началась вскоре после его освобождения и заняла три месяца — с августа по октябрь включительно. Собирать и систематизировать документы, восстанавливать хронологию событий, выстраивать концепцию книги автору профессионально помогали соратники — бывший главный редактор газеты «Слободской край» Анатолий Покроев и журналист Геннадий Сысоев. Для изложения хроникальной части в «Коне рыжем» использованы фрагменты книги «Хроника оранжевой революции» (разумеется, с согласия автора — известного украинского политолога Михаила Погребинского). Иллюстрациями к книге послужили снимки фотокорреспондентов харьковских газет.
— Человеческая память избирательна, и всегда есть искушение что-то подретушировать или подправить, — говорит Евгений Кушнарев. — Я решил в изложении этих событий лишить себя такого права.
На большинстве страниц книги Кушнарев — непосредственный участник описываемых событий — выступает в третьем лице. Основная ее часть — документальные материалы — постановления, протоколы, резолюции и т.д., приводимые без авторских оценок и комментариев. В книгу также вошли выдержки из личного дневника Кушнарева, публикуемые впервые. Повествование идет в хронологическом порядке и передает атмосферу и динамику тех дней. 270 страниц книги включают 13 глав — 13 дней: с 22 ноября по 4 декабря, от первого митинга «оранжевых» на Майдане до съезда «бело-голубых» в Северодонецке. Плюс — краткое вступление и заключение, в котором Кушнарев излагает свое понимание настоящего Украины и свое видение ее будущего.
Тираж «Коня рыжего», вышедшего в издательстве «Харьков», составил пять тысяч экземпляров. Прибыли от продажи своей книги Кушнарев не получит: согласно договору, права на эксклюзивное ее распространение принадлежат профинансировавшей издание фирме. «Конь» уже продается в книжном магазине «Литера» на Сумской по цене около 12 гривен. 500 авторских экземпляров книги, по словам Евгения Кушнарева, он намерен раздать харьковчанам бесплатно. Часть из них он подарил прямо на презентации.
Кстати

Евгений Кушнарев — не первый контрреволюционер, написавший «Коня рыжего». Книга с таким же названием и тем же эпиграфом из Апокалипсиса была опубликована в 1952 году в Нью-Йорке. Ее автор — бывший царский офицер и белогвардеец-корниловец Роман Гуль, в эмиграции ставший известным писателем. В автобиографической повести «Конь рыжий» Гуль описал пережитые им ужасы революционных погромов, первых месяцев гражданской войны, а также — прихода к власти фашистов в Германии.