Закончился первый этап аттестации харьковской полиции.

Экзамен сдавали полсотни экс-милиционеров, занимавшие должности от заместителя начальника главка до начальника отделения. Для многих испытания оказались не по силам.

Как сообщили в ОК ГУ НП в Харьковской области, из полсотни протестированных правоохранителей из числа руководителей был уволен каждый четвертый (26% или 13 человек). По сравнению с Киевом и другими городами, где было уволено до 80% экс-милиционеров, это немного, говорят в пресс-центре. 10% тех, кто проходил аттестацию в Киеве, понизили в должности, 10%, наоборот, получили повышение, остальные (почти половина) после тестов и собеседования остались на своих местах. Исключение составил заместитель начальника ГУ Нацполиции Николай Черемухин, который не приехал в столицу для проверки на полиграфе, потому что повредил ногу.

Как проходило тестирование, «Вечернему Харькову» рассказал член аттестационной комиссии, представитель общественности – юрист Леонид Маслов.

По его словам, отбор общественников в аттестационную комиссию происходил путем открытого конкурса, в котором приняли участие более 400 человек (на первый и второй этап аттестации).

– На первом этапе аттестации (для заместителей начальника полиции области, управлений и райотделов) было создано три комиссии, в каждую вошли по два представителя от общественности, то есть всего шесть. Еще порядка 20 общественников должны присоединиться на втором этапе, когда экзамен будут сдавать заместители начальников райотделов и сотрудники рангом ниже (уже на следующей неделе). Третье звено – сержантский и рядовой составы – будет проходить аттестацию лишь на основании анализа документов, без собеседования, – пояснил он. – В комиссии прошли абсолютно незаангажированные люди, не имеющие никаких связей с правоохранительной системой.

Комиссия, в состав которой входил Леонид Маслов, из 17 протестированных «срезала» троих, еще троих понизила в должности и десять аттестовала (трое – по Харькову и семь – в сельской местности).

– Формально основанием для увольнения стал низкий балл тестирования, – уточняет Леонид Маслов. – Экс-милиционеры сдавали два теста – на IQ и на профессиональные знания. В совокупности они должны были набрать 120 баллов (по 60 за каждый тест). Вопросы были довольно простые. Кто набрал чуть больше половины – по закону имеет право на апелляцию на увольнение в суде.

Главным критерием, по которому оценивались будущие полицейские, была готовность человека принять новые правила службы в полиции.

– Раньше людям платили низкую зарплату и давали возможность пользоваться своим служебным положением для получения неправомерной дополнительной выгоды, то есть взятки, – говорит Леонид Маслов. – Неготовность кандидатов служить в качественно новой полиции выяснялась на основании совокупного впечатления во время собеседования, анализа послужного списка, компромата, который поступал от общественности, из открытых источников. Если у членов комиссии возникали сомнения – мы отсылали тестируемого на детектор лжи. Например, в Харькове сейчас идет мощная торговля незаконным топливом. А полицейский на аттестационной комиссии говорил, что этого нет, хотя общественность приводила неопровержимые факты: буквально около его райотдела располагалась такая точка. Полицейский начинал оправдываться: мол, мы не имеем от этого никаких доходов, этот бизнес крышуют другие органы. Но при этом не озвучивал никаких мер, которые сам предпринимал, чтобы устранить нарушение. Даже если он не получал от этого выгоды – такому полицейскому люди доверять не будут, поскольку он не предпринял никаких шагов, чтобы ликвидировать беззаконие. Значит такого полицейского нужно увольнять. Если же  выявлялся низкий уровень профессиональной подготовки, например незнание Конституции, – человек понижался в должности.

Результаты тестов, по словам Леонида Маслова, правоохранителям озвучивали уже в отделе кадров.

– На апелляции никто не подает, потому что по уровню набранных баллов они не имеют на это право (набрали меньше 60 из 120 баллов), – уточнил советник руководителя МВД Иван Варченко, который входил в одну из аттестационных комиссий.

Аттестация Николая Черемухина еще продолжается.