Жители Малороганского района опасаются, что могут остаться без излюбленного места отдыха. Популярный в округе ставок загораживают забором.

Арендатор же убеждает,  что просто облагораживает территорию и запрета на купание не будет, а рыбалка станет  спортивной.

«Меня поразила его красота!»


Пруд, который находится возле 1-го километра в районе Дробицкого яра, пользуется популярностью у жителей микрорайонов «Солнечный» и «Горизонт».

– Люди отмечают тут праздники, приходят искупаться или позагорать, – говорит местная жительница Надежда Кулешова. – Рыбаки любят посидеть с удочкой и зимой, и летом.

По ее словам, когда одному из них запретили ловить в ставке рыбу, слух о том, что водоем теперь взят в аренду, распространился в округе молниеносно.

– Теперь мы боимся, что провести лето у водоема не удастся. Говорят, что он в руках у «донецких», – говорит Надежда Андреевна.

Арендатором  действительно оказался донетчанин Михаил (фамилию он попросил не называть, опасаясь за родственников, оставшихся на родине). Со своей семьей он покинул Донецк в апреле 2015 года.

– Решение о переезде было тяжелым. В Донецке у нас было свое жилье, стабильная работа – я занимал должность менеджера донецкого филиала самой большой в Украине фирмы по изготовлению красок, – рассказывает Михаил. – Но ждать, когда мина прилетит в школу или детский сад, куда ходят мои дети, я тоже не мог.

В Харькове, говорит он, семья начала новую жизнь.

– Мы сняли квартиру, а фирма, в которой я работал, перевела меня на ту же должность – регионального менеджера, – делится переселенец.

А  полгода назад он снова стал отцом – двух близнецов. Чтобы обеспечить жену и пятерых детей, Михаил занял денег у родственников и вложил их в бизнес – организацию спортивной рыбалки.

– Моей целью было не только получить материальную прибыль от нового дела. Мне хотелось сделать приятное людям. Когда я увидел это место впервые, меня поразила его красота, но оно больше походило на свалку, – признается Михаил.

По его словам, в Геокадастре ему ответили, что пруд находится на арендованной земле в собственности ПАО «Сад».

– Для заключения договора аренды я зарегистрировал свое ЧП «Кри-Ница» в Государственнм реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и гражданских формирований (№ 1 480 102 0000 068381). После этого агрофирма передала мне в аренду автомобильную будку с удочками и другим инвентарем для выдачи в пользование людям. Расположена она на земельном  участке № 11 с S=1,6743 водного фонда. Согласно договору аренды, с директором  ПАО «Сад» мы условились, что я возьмусь за облагораживание территории, – поясняет предприниматель. – Мне разрешили огородить ставок от несанкционированного проникновения браконьеров и загрязнителей территории. Когда я взялся за благоустройство, пришлось вывезти две машины мусора. Также мы договорились, что отдых для людей будет бесплатным. Но я, в свою очередь, должен предоставить для них все условия. Сейчас устанавливаю урны, туалеты, вычищаю ставок от грязи и мусора, делаю ландшафтный дизайн. И хочу организовать спортивную рыбалку на основании п. 5 договора аренды «Права орендатора». Цены будут доступными для рыбаков: аренда одного места в день – 100 грн. Для местных жителей скидка – 60 грн. Специально для этого ставок зарыбил карпом (можно будет покупать улов на месте по 50 грн/кг). Но если кому-то посчастливится поймать рыбу другого вида – может забрать ее бесплатно.

Работать обещает по-честному – все расчеты будут вестись посредством кассового аппарата. Но такой цивилизованный подход устроил не всех местных жителей. Мужчина говорит – люди ополчились на него не на шутку.

– Мне угрожают, ломают ограждения, а ведь его стоимость – 60 тысяч грн. Также постоянно срывают указательные таблички. Но ведь я как арендатор несу ответственность за жизни людей, которые купаются в водоеме, в соответствии с Постановлением КМУ № 420 («Типовой договор аренды водных объектов»). И обязан доводить до их ведома правила пользования водоемом (статья 47 Водного кодекса Украины). Поэтому заново их устанавливаю, – сетует предприниматель. – Например, по распоряжению № 9 Харьковрыбоохраны в области с 1 апреля по 10 июня, когда нерестится рыба, ловля была запрещена. И я предупреждал об этом людей. Но меня подставили, ломая эти таблички. Полицейские уже знают меня в лицо – неизвестные постоянно заявляют на меня правоохранителям. Такое впечатление, что кто-то хочет прибрать пруд к своим рукам, ведь сейчас он очень преобразился.

В арендованном ставке можно купаться


Как поясняет председатель Всеукраинского гражданского объединения «Ассоциация рыболовов Украины» Александр Чистяков, на арендованных водных объектах правила общего водопользования допускаются на условиях, установленных арендатором ставка (ст. 47 Водного кодекса Украины – «Право общего водопользования»).

– Эти условия указываются в договоре аренды. К примеру, за  частником может закрепляться право на ограждение  пруда, – говорит Александр Чистяков. – Но население может пользоваться водоемом без проблем (Закон Украины «Об аквакультуре», ст. 51). Арендаторы просто обязаны предусмотреть места для бесплатного купания, плавания на лодках, любительского и спортивного рыболовства для населения. Незаконное ограничение прав общего водопользования может повлечь гражданско-правовое (расторжение договора аренды ставка), уголовное (например, самоуправство или превышение служебных полномочий) наказания.
 
Для рыбаков есть свои нюансы.

– Незаконный вылов рыбы в арендованном пруду может привести к административной или уголовной ответственности, – отмечает представитель ассоциации. – Ведь рыба, которую разводит арендатор, является его собственностью. Ее вылов может расцениваться как кража. Поэтому в интересах самих рыбаков – изучить правила общего водопользования и попросить акт о зарыбливании у арендаторов, чтобы знать, какая их рыба, и избежать конфликтных ситуаций. 

По его словам, разрешение на зарыбливание пруда частником дает специальная комиссия, в которую входят представители рыбоохраны, экоинспекции, местных советов и общественности. В свою очередь, частник обязан предоставить комиссии накладную на закупку рыбы, ветеринарное свидетельство на запускаемых мальков, качественное удостоверение производителя (рыбовыростного хозяйства). Акт о зарыбливании будет действителен лишь тогда, когда  будет стоять подпись каждой из перечисленных инспекций.

Между тем заведующий сектором ихтиологии и регулирования рыболовства Андрей Кайдаш говорит, что акта на зарыбливание этого пруда в их организации не видели.

– У меня есть все документы о зарыбливании: от накладных на закупку рыбы до видеосъемки во время зарыбливания, – возражает Михаил. – Когда рыбинспекторы будут патрулировать пруд, я покажу эти документы. А налоговой инспекции я предоставил договор на аренду объекта, на котором будет установлен расчетно-кассовый аппарат строгой отчетности, на основании чего и получил его.

В свою очередь, председатель правления ПАО «Сад» Юрий Хома говорит, что ограждение вокруг пруда необходимо, поскольку отдыхающие на берегу из-за неосторожного обращения с огнем могут поджечь его сады. Но о том, что пруд зарыблен, ничего не знает.

Тем временем на днях неизвестные разбили Михаилу фонари вокруг ставка, выбили стекла в автомобиле и вытащили барсетку с деньгами и документами, избив при этом наемного рабочего. По словам Михаила, ему пришлось обращаться к правохранителям уже трижды. Михаил подозревает, что кто-то целенаправленно травит рыбу в пруду – периодически всплывают мертвые тушки.

В отделе коммуникаций ГУ НП в Харьковской области сообщили, что заявление на субарендатора пруда и впрямь поступало. Местные жители жалуются на то, что пруд огораживают, арендатор просит плату за лов рыбы, но документов по их требованию не показывает. Расследование ситуации занялись в полиции. Правоохранители обещают принять во внимание все стороны конфликта.