Легкая пьеса на первый взгляд неожиданно затронула болевые точки. Харьковский академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина приглашает харьковчан поразмышлять, стоит ли предаваться иллюзиям, чтобы спрятаться от жестокой реальности.

Вся семья зависла в параллельном измерении


На сцене театра имени Пушкина 1 июля состоялась премьера спектакля «37 открыток». Спектакль поставлен по пьесе современного американского драматурга Майкла МакКивера. После смерти брата молодой человек Айвери Саттон не смог выдержать реакции родителей на горе – отец, мать и тетя стали вести себя так, будто ничего не произошло. Он покидает родной дом, направляется в Европу и лишь спустя восемь лет приезжает к родителям, чтобы представить свою невесту. Айвери поражается, насколько в его семье все изменилось. Старый дом на грани разрухи, но этого никто не замечает. Мать Айвери напрочь не помнит, что ее второго сына нет в живых, и все ждет его домой, а свою мать упорно считает покойницей. Она окружила себя открытками в рамках и рассказывает всем, что их присылает ее дорогой сын Айвери, который на самом деле не прислал ни одной весточки. Отец фонтанирует экстремальными идеями – например прыгает с крыши, а в гольф играет даже по ночам. Тетя Айвери вдруг начала оказывать, как она называет, социальную помощь тем, кому за 80, – зарабатывая сексом по телефону и оглашая дом характерными стонами. Бабушка Айвери живет в комнатушке возле кухни, костерит всех отборной бранью и кличет по ночам какого-то Фрэнка. Айвери и его невеста в шоке от происходящего.

Оказалось, что после смерти родного человека каждый предпочел вычеркнуть из памяти горе и уйти в другую, беззаботную реальность. Выяснилась и причина неугомонности  отца – у него неизлечимая форма рака, и с помощью безумной активности он пытается уйти от мысли о близкой смерти. Узнав об этом, Айвери принимает решение остаться в родном доме, чтобы его восстановить.  

Иллюзии не решают проблему


– Пьеса привлекла меня в большей степени вторым актом, где есть болевые точки, которые, наверное, касаются каждого человека, – делится режиссер Леонид Садовский. – Мне показалось, что в сегодняшней сложнейшей ситуации люди находятся в состоянии психологической растерянности и по-разному переживают происходящее: многие прячутся от существующих проблем. Семья Айвери сбежала от правды после смерти сына, а второй сын он сбежал от них. В науке это называется диффузная семья: кто-то уходит от проблем в алкоголь, кто-то в наркотики – вместо того, чтобы решать проблему. Кроме того, автор очень точно изобразил материал. В пьесе присутствуют юмор, наслоение событий, элементы комедии, абсурда и парадоксальности, а также мелодрама.

В авторской версии пьеса заканчивается хэппи-эндом, но Леонид Садовский  усложнил финал. В конце пьесы все не так гладко: девушка Айвери Джиллиан Мур соглашается остаться в странном доме, но при наличии  бриллиантовых презентов и кредиток.

– Теперь и Айвери создал себе иллюзию в виде его любимой девушки, которая в будущем всех в доме построит, – предполагает режиссер. – На вопрос Айвери «Ты меня по-прежнему любишь?», она отвечает: «Я к тебе по-прежнему отношусь». Когда нет любви, счастья не будет – будет лишь некая иллюзия. В пьесе есть ключевая фраза Айвери: «Мама, я до сих пор ее хочу». Это мужское, сексуальное отношение к девушке, он не видит реальности, а когда увидит, будет думать, что с этим делать. Мы много спорили с актерами – стоит ли искать спасения в иллюзиях. Моя позиция – нет. Как бы ни было больно, проблема не исчезнет, если ее не решать. Ничто не изменится, если мы отгородимся, закроем глаза и будем уверять, что у нас все прекрасно. Помочь решить проблему способны близкие, самые дорогие люди. Не случайно в спектакле много раз звучат слова «семья», «дом», «возвращение домой».

Джиллиан пока не планирует подмять семью Айвери


Насколько расчетливо поступит с семьей Джиллиан Мур спустя годы, исполнительница ее роли Екатерина Белая пока не загадывает.

– В моей героине есть прагматичность, но все же неизвестно, как она поступит через несколько лет, – говорит Екатерина Белая. – Я по натуре немного не такая, как моя героиня: я более духовна, лирична. Поэтому мне пришлось в себе ломать какие-то чувства, перестраиваться, вытягивать из себя другие ценности. Но нас всегда учили искать в своих персонажах положительные качества, поэтому я не думаю, что моя Джиллиан алчна. Я для себя предположила, что до встречи с Айвери у нее была неблагополучная судьба, родных нет, в ее жизни не было ничего прекрасного и она мечтала о хорошей жизни. С другой стороны, кто этого не хочет? Джиллиан пока не очень любит Айвери, и не случайно она говорит: «Если я приручу собачку, попробую и остальных». Но при этом она искренна, она может честно и не стесняясь сказать правду. Думаю, она начнет обустраивать дом и всех его жильцов под себя. Но что будет через 20 лет – не знаю. Для меня тема спектакля – отцы и дети. Мы, молодежь, живем быстро, нам всегда некогда, но иногда нужно остановиться, сказать: «Мамочка, спасибо».

«Выгребную яму внутри себя нужно постоянно вычищать»


– Этот спектакль научил меня многому, – делится 25-летний исполнитель роли Айвери Саттона Богдан Белецкий. – Я теперь немного по-другому смотрю на своих родителей. Я понимаю, что жизнь коротка, и нужно успеть не только многое сказать друг другу, но и сделать. По спектаклю я утратил с родителями общение, недодал внимания и  боюсь этого и в жизни. Я сделал вывод, что не стоит гнаться за неопределенными вершинами и больше ценить то, что имеешь. Мне кажется, родителям нужно звонить не по телефону: им нужно звонить в дверь.

В финале спектакля Айвери решает начать перемены с ликвидации выгребной ямы у самого дома, из-за которой он разрушается.

– Выгребная яма – это тот мир, в котором жила моя семья в спектакле без меня. Выгребная яма есть в каждом из нас, и ее нужно постоянно вычищать, – считает актер. – Не стоит надевать розовые очки и уходить от реальности. Как бы ни был зол и развратен этот мир, нужно жить. Просто нужно быть открытым, честным, искренним и оставаться самим собой. Я понимаю, что в современном социуме дефицит этих качеств, но они все же есть, и нужно держаться за эти принципы.

Премьерный спектакль пройдет на сцене театра также 3 и 7 июля.