В одном из последних радиообращений к харьковчанам мэр Владимир Шумилкин доложил, что к отопительному сезону Харьков готов и технически, и финансово, а вода
и батареи в домах будут по-настоящему горячими. Все это, конечно, хорошо, но, к сожалению, реальное состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве города не всегда соответствует рапортам чиновников и ожиданиям харьковчан, которых заставляют платить повышенную квартплату.

Городское ЖКХ в последние годы напоминает какую-то аномальную территорию, где обычными явлениями остаются несогласованность между различными службами, пассивность сотрудников, низкие зарплаты и неполная финансовая обеспеченность, а на этом фоне — вымогательство и взяточничество. Причем за все это харьковчане будут вынуждены платить в несколько раз больше обычного — Печерский суд Киева, который рассматривает иск харьковского пенсионера к гор­исполкому об отмене повышенной квартплаты, вряд ли отменит решение властей Харькова.
Между тем качество предоставляемых населению услуг традиционно не соответствует ожиданиям. Например, в одной из девятиэтажек на Алексеевке (пр. Победы, 75 б) на протяжении двух недель (!) нормально не прогревалась отопительная система, а три дня из этого срока (к сожалению, выходных, когда харьковчане отдыхают после рабочей недели) отопление не работало вообще — проводился какой-то ремонт. Но и после такого ремонта ситуация продолжала оставаться «холодной». Звонки жильцов дома в «Харьковские тепловые сети» вызывали недоумение собеседников и короткий ответ: «Спрашивайте в ЖЭКе». Таким образом, само КП «ХТС» пребывало в неведении, что делается в городе.
Что касается сотрудников жилищно-коммунальных служб, то и здесь не все в порядке. Вопреки тому, что в квартплату входят такие пункты, как техническое обслуживание всех внутридомовых систем и коммуникаций, многие сантехники откровенно пренебрегают этим. Привычная такса в Харькове за визит сантехника, который посмотрит на забитую раковину и прочистит трубу, — 10 грн. Известны случаи, когда замена коммунальщиками сантехники в санузле обходилась пенсионерам в два раза дороже, чем если бы ту же работу делали частники. И подобные случаи может вспомнить почти любой харьковчанин, который имел дело с представителями ЖЭУ.
Не было определенной стратегии у городских властей и относительно квартплаты. Достаточно вспомнить хронологию всей истории с повышением стоимости коммунальных услуг. В середине июня нынешнего года вице-мэр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Евгений Гриневич сообщил о возможном повышении осенью квартирной платы. По расчетам экспертов Академии городского хозяйства, она должна быть от 0,72 до 0,90 грн. за квадратный метр. Причем список из 26 коммунальных услуг, за которые платил обыватель ранее, обещали сократить вдвое. Тем более что сами жилищники признаются в фиктивности большинства услуг.
Позже журналисты МГ «Объектив» выяснили, что квартплата уже выросла для совладельцев нескольких многоквартирных домов (бывшие кооперативы и кондоминиумы), причем иногда довольно существенно — примерно в два раза. А в начале августа Харьковский гор­исполком принял официальное решение о повышении квартплаты почти в два с половиной раза (самый высокий тариф). При этом остались все 26 пунктов услуг, которые работники ЖКХ якобы предоставляют населению, в том числе такие, как «полив дворов, клумб и газонов», «эксплуатация номерных знаков», «очистка дворовых туалетов». Смех сквозь слезы!
Повышение тарифов на коммунальные услуги — явление прогнозируемое, но необъяснимое. О необоснованности квартплаты говорит и Харьковское областное отделение антимонопольного комитета Украины, которое выяснило, что, несмотря на повышение стоимости в 2,4 раза, существенных изменений в улучшении обслуживания жилья потребители не почувствовали. Вместе с тем городские власти продолжают настаивать на законности решения, а политические силы — массово использовать этот вопрос в предвыборных целях.
Впрочем, хочется напомнить о принятых в цивилизованном обществе принципах оплаты труда и услуг. Деньги, как правило, не дают вперед, а предоставляют сразу качественную услугу, а потом требуют за это причитающееся. У нас в Харькове выходит с точностью до наоборот. Мол, сначала заплатите по повышенному тарифу, а потом уже мы поможем с коммунальными услугами: «Стулья против денег». Скорее всего, жители города согласятся с завышенными тарифами, но лишь после того, как убедятся в действительном, а не теоретическом улучшении качества услуг. Пора заменить беспорядок порядком. А менять для этого придется всю систему жилищно-коммунального хозяйства.