Обязательно ли высшее образование — это, конечно, вопрос спорный. На него лучше всего отвечать так: обязательно, но не для всех. А у тех, для кого оно оказалось обязательным, есть такой волнующий момент — выбор вуза и поступление в него.

И момент этот волнующий не только для абитуриента, но и для, так сказать, вуза — для его ректора и деканов, для его преподавателей. Потому что у каждого студенческого потока свое лицо и своя индивидуальность, во многом зависящая от того, как сработает вуз в этот быстротекущий период формирования нового набора. 

Ректор Харьковского национального технического университета «ХПИ» профессор Л.Л. Товажнянский вообще утверждает, что это — главный, самый ответственный момент в жизни вуза, включающий в себя несколько составляющих. 

— Во-первых, — говорит он, — важно правильно сформировать довузовскую подготовку абитуриентов, т.е. сформировать систему, которая привлекла бы минимум на год или даже на два молодых людей на наши подготовительные курсы для занятий по программе средней школы.
 
Во-вторых, нужно сформировать правила, по которым осуществляется прием в университет. 

И третье — это сама процедура приема: в соответствии с принятыми правилами осуществить собеседования, экзамены и тестирование. Вот та проблема, которая стоит сегодня перед всеми вузами. Что касается довузовской системы, рассказывает Леонид Леонидович, то в прошлом году подкурсы набрали столько же слушателей, сколько было в позапрошлом году — того спада, который предрекался, университет не ощутил. Набор был сделан и на стационар, и на заочные подкурсы. Свой вклад в довузовскую подготовку дают и элитарные школы. Третий канал — олимпиады, в том числе и выездные: не все ребята могут приехать на олимпиаду сюда, в Харьков, тогда олимпиада приезжает к ним. Далее идут созданные университетом учебно-научные комплексы, в которые входят около 140 школ, колледжи, техникумы. Все эти категории учащихся имеют право на так называемое репетиционное тестирование — проверку их знаний еще до вступительных экзаменов. И если они на этом репетиционном тестировании проявляют высокие знания, они зачисляются в университет по его результатам еще до сдачи экзаменов основным потоком. В прошлом году министерство разрешило заполнить абитуриентами этого потока только 40% бюджетных мест в университете — и это создало серьезные проблемы и понесли серьезные потери: ребята от нас просто уходили в другие вузы.
Но в этом году ректор добился, чтобы эта квота для технических специальностей была увеличена до 60%, а их около 80%
из существующих 92%. 

Неприятный сюрприз Министерство образования преподнесло в этом году со сроками подачи документов. Если раньше документы можно было подавать начиная с 20 апреля и это было удобно для тех, кто уже имеет документы о среднем образовании, то в этом году начало их подачи существенно сдвинулось — на 9 июня. Это сильно осложняет организацию приема документов — ведь абитуриентов в ХПИ каждый год примерно 6000 человек — создает нервотрепку, спешку, очереди, ведь ХПИ привлекает множество народа своими высокими рейтингами: в рейтинге вузов Евросоюза он находится на весьма достойном 14-м месте, в рейтинге газеты «Коммерсант» — на 5-м и в рейтинге газеты «Деньги» — на 3-м месте. Только из соседнего Луганска ежегодно приезжают 350 человек. Так что перенос срока создает для вуза определенные проблемы. 

— А что еще нового в порядке приема? 

— Два года назад мы отказались от собеседования. Раньше все, кто получал за тест по математике больше 32 баллов, имел право пройти собеседование, которое окончательно и решало, будет ли абитуриент зачислен прямо сейчас или же его попросят сдавать экзамены на общих основаниях. В этом году такого нет. Суммируются оценки за тесты по математике и украинскому языку плюс оценка по физике из аттестата и дальше — конкурс по сумме баллов. Кстати сказать, многие забирают наши тесты и несут в школу, чтобы по результатам нашего тестирования им поставили школьные оценки, теперь ведь можно и так. Все объективно, без всяких привилегий и натяжек. Что это нам дает?
В школе все-таки физике уделяется внимание, и то, что оценка по физике участвует в конкурсе, это совершенно правильно. Кроме того, в этом году в Харьковской области тестирование уже стало обязательным для всех выпускников школ и мы обязаны принимать его результаты. И есть наше собственное тестирование и тестирование в других областях, из которых приезжают абитуриенты. И тут возникают вопросы об их сопоставимости и конкурентности. Все это нам предстоит проанализировать, чтобы учесть в дальнейшей работе. Есть нюансы, касающиеся выпускников техникумов.
Школьник-медалист, чтобы быть зачисленным по результатам одного экзамена, должен получить по математике 38-40 баллов. Это реально. Но опыт показал, что для техникумов это нереально. И для техникумов мы эту планку опустили, потому что в практическом плане выпускники техникумов уже как-то подготовлены к работе по специальности и кому, как не им, учиться в вузе. В этом году мы уже имеем 110 человек, зачисленных таким образом. 

Каждый год, рассказывает ректор, Политех набирает около 500 выпускников сельских школ. А в сельских школах часто бывает так, что физику, скажем, преподает математик или даже учитель физкультуры. Как сельскому выпускнику конкурировать с горожанином? Для таких ребят существуют в университете заочные подкурсы и на них есть совершенно отчетливый отклик: ребята по почте запрашивают домашние задания, выполняют их и присылают на проверку. И это очень сильно помогает им сориентироваться в том, насколько хорошо они подготовлены, где у них пробелы в знаниях, чему надо уделить повышенное внимание. В общем, Политех открыт для всех, кто хочет учиться. 

И еще одну важную вещь сказал ректор. Он высказал убеждение, что университет и в будущем не сможет отказаться от своего собственного тестирования и опираться только на внешнее. И тому есть глубокая причина: одно дело — тестирование, не зависящее от будущего жизненного пути выпускника школы, и совсем другое — тестирование того же выпускника, уже определившегося с выбором будущей специальности.