Удобно, быстро, маневрено, бесшумно, а главное — очень экономно. «Вечерний Харьков» опробовал модернизированную харьковскими энтузиастами военную технику, которая на днях отправится на фронт.

В батальоне полиции спецназначения «Харьков» придумали, как решить проблему с нехваткой боевых машин. Для нужд армии харьковские умельцы модернизируют отжившие свой век машины — БРДМ и БТР, превращая 50-летних старичков в маневренную и боеспособную военную технику.

Работа организована неравнодушными харьковчанами, волонтерами, в том числе следственным управлением Нацполиции в Харьковской области. Координатором процесса является заместитель командира батальона полиции особого назначения «Харьков» Вадим Дрига. С 2014 года он ушел в АТО добровольцем, будучи уже 15 лет на пенсии (с 2000 года — пенсионер МВД). В свое время он учился в военном училище по специальности «бронетанковая техника» и хорошо разбирается в этом вопросе — поэтому советник министра внутренних дел и поручил ему заняться модернизацией. На днях он с бойцами приехал в Харьков в командировку, а в расположение батальона ребята вернутся уже с техникой.

Отжившие свой век машины превращаются в «монстров»


По словам Вадима Дриги, сейчас Интернет буквально пестрит объявлениями о продаже старых БРДМ и БТР по смешной цене.

— Можно спокойно приобрести 50-летний БРДМ по цене старого внедорожника — порядка 5 тысяч долларов. Сегодня выставлено на продажу более 300 штук, — рассказывает он.

Вот такую «убитую» технику бойцы батальона «Харьков», волонтеры и неравнодушные харьковчане купили в складчину и решили подарить ей новую жизнь.

— Эта машина применялась советской армией для наступательных операций еще в 1960-х годах. Ни дверей, ни подножек, ни ручек — только два верхних люка, в которые ни один человек в бронежилете и каске просто технически пролезть не мог. Стоял очень слабый мотор — 90 лошадиных сил с расходом бензина 50 литров на 100 км. Обзора абсолютно никакого, — рассказывает Вадим Эдуардович.

И с гордостью демонстрирует настоящего военного «монстра», в который удалось превратить отжившего свой век старичка. За основу модернизации взяли польский метод.

— Поляки очень удачно модернизировали для войны украинскую технику на европейский лад — поставили дизельные моторы, усилили противоминную защиту, сделали двери. И эта техника успешно потом применялась в Ираке. Мы использовали их идею и добавили кое-что свое — с учетом работы полицейских подразделений, — рассказывает Вадим Дрига. — Во-первых, убрали с БРДМ все лишнее — водометы, подпорные колеса, увеличили пространство для экипажа. Выбросили ненужный мотор с ГАЗ-51, заменив его на новый — в 200 лошадиных сил, который потребляет всего 15 литров солярки на 100 км. Сделали замену ходовой, коробки передач, произвели изменение в мостах и т.д. Поставили двери, пороги — чтобы человек в бронежилете мог спокойно туда зайти и выйти. Добавили огневые точки — два пулемета или автомата работают по сторонам. Улучшили обзор — вместо простых смотровых щелей, простреливаемых снайпером, вставили бронированные стекла толщиной 5 см. Теперь в машине может разместиться экипаж до шести человек. Такой транспорт годится и для патрулирования, и для зачисток территории. Он может оперативно вывезти людей в критической ситуации из зоны поражения.

Для этих целей болеющие душой за Украину харьковчане предоставили нам ангары. Работы ведутся между поездками в АТО. А ребята-волонтеры не по кафе сидят, не на дискотеках развлекаются, а приходят сюда — во вторую, третью смену, в выходные дни и работают абсолютно бесплатно.

Обновленные машины не уступают новым


— Эта техника уже два месяца воевала в АТО и сейчас вернулась в Харьков на ремонт, — показывает Вадим Дрига боевые ранения машины. Прошла Марьянку, побывала в Славянске, в Зайцево, в Новотроицком, в Волновахе. Показала себя великолепно. — На этом БРДМ проводится патрулирование улиц, в сложных местах он может перекрывать движение, осуществлять защиту территории. В случае обострения ситуации техника выезжает в район, оговоренный со штабом АТО либо по указанию Нацполиции Донецкой области.

И что самое главное, отмечает Вадим Дрига, обходится модернизация всего в 250 тысяч гривен, а по боевым качествам обновленная техника ничем не уступает «Спартанам» (новые бронеавтомобили, которые выпускаются на мощностях Кременчугского автомобильного завода в партнерстве с канадско-эмираткой компанией), которые стоят 250 тысяч долларов.

— То есть вместо одного купленного «Спартана» мы можем спокойно сделать не меньше десяти единиц, которые будут выполнять те же функции. Скажу больше: эта модернизированная техника по тяжести и вооруженности даже превосходит «Спартан», — говорит он.

Котомобиль крадется бесшумно


За полтора года, помимо БРДМ, были модернизированы еще две боевые машины.

— Над первой трудились на заводе им. Малышева. Дело в том, что мы не можем в государственную технику, которая находится на балансе управления Нацполиции, вносить какие-то изменения без соответствующего разрешения. Оно было получено для одной-единственной машины, которая предназначалась для спецподразделений еще до войны. Завод им. Малышева ее модернизировал, — рассказывает Вадим Дрига. — Принцип тот же — чтобы разместить экипаж как минимум в шесть человек, чтобы была возможность защитить людей от поражения огнестрельным оружием и осколками, и чтобы выполнять функцию при проведении общественных мероприятий, освобождении заложников и т. д.

Вторую только что модернизированную энтузиастами БРДМ корреспонденты «ВХ» опробовали лично. Пара минут — и экипаж готов к выезду. За рулем — боец батальона «Харьков» с позывным Кот. Новой технике, которая со дня на день уже будет в расположении батальона, не нарадуется. Вместительность, скорость, маневренность, простота в управлении, высокая степень защиты. Удивительно, но даже движется эта махина практически бесшумно.

— Устраивает все! — с удовольствием замечает он, — Мы даже имя ей придумали — Котомобиль.

Еще один старичок-БТР — пока что в работе. Над ним трудятся сварщики, рядом лежат запчасти.

— Это боковушки, вырезанные из БМП, которая была отбита у боевиков ДНР. Привезли из АТО сюда и будем применять для защиты нашей техники, — объяснил Вадим Дрига.

По его словам, этой техники для спецбатальона вполне достаточно.