Сменой руководителя Харьковского клинического областного онкоцентра дело не закончится — в лечебном учреждении грядет реорганизация, уверяют представители Харьковского антикоррупционного центра.

Временная контрольная комиссия областного совета по проверке деятельности ХОКОЦ, которая работала три месяца, выявила признаки нарушений норм гражданского, трудового, антикоррупционного и уголовного законодательства, сообщил председатель комиссии Виктор Коваленко.

— Комиссия засвидетельствовала основную массу фактов, которые мы обнаружили, — отмечает активист ОО «Харьковский антикоррупционный центр» Дмитрий Булах. — Подтвердилась информация об открытых уголовных производствах, в которых фигурирует директор онкоцентра Юрий Винник. Информация о трудоустройстве его семьи (в учреждении работают близкие родственники директора — жена, дочь, тесть, теща) и участии дочери в аптечном бизнесе. О том, что стоимость аренды для аптеки была занижена настолько, что бюджет области и онкоцентр недополучили за несколько лет десятки тысяч гривен. А эти деньги могли пойти на ремонт больницы.

Харьковский онкоцентр оказался в центре внимания


История с аптекой №228, которая работает на территории онкоцентра, по словам Дмитрия Булаха, наиболее показательна.

— Суд вынес решение о ее выселении из онкоцентра. Однако директор лечебного учреждения не выселил эту аптеку, более того — со временем соучредителем в нее вошла его дочь, что, на мой взгляд, можно трактовать как рейдерство, — говорит он. — При этом за аренду аптека платила вместо 8% от оценочной стоимости всего 2%. В итоге областной бюджет недополучил с 2010 года около 200 тысяч гривен.

На последней сессии облсовета депутаты приняли отчет о работе комиссии и проголосовали за досрочное прекращение действия контракта с директором Харьковского областного клинического онкологического центра Юрием Винником. Контракт с ним был заключен 3 октября 2008 года, затем был продлен на пять лет — до 7 октября 2018 года.

По словам Дмитрия Булаха, руководство облсовета и облгосадминистрации адекватно оценили предоставленные комиссией факты и поддержали решение об увольнении.

— Документы по результатам деятельности временной комиссии будут переданы в прокуратуру, поскольку комиссия усматривает в действиях Винника признаки уголовных и административных правонарушений, — сообщил Дмитрий Булах. — Будем добиваться возбуждения уголовных дел и доведения до суда уже имеющихся.

Сейчас учреждение возглавляет исполняющий обязанности. Новый руководитель будет выбран на конкурсной основе.

— Мы будем следить за работой конкурсной комиссии по назначению нового руководителя онкоцентра, изучать кандидатов. Потому что просто лишь замена Винника на кого-то другого вряд ли даст необходимый результат, а именно реальные изменения в этом учреждении, — говорит активист ОО «Харьковский антикоррупционный центр» Игорь Черняк.

Активисты считают, что увольнение руководителя онкоцентра должно дать толчок к изменению менеджмента в больнице, выделению финансирования для ее ремонта и закупки нового оборудования. Кроме того, перед новым руководителем встанет задача привлечения инвесторов, как это происходит в других областных центрах в Украине, чтобы областной онкодиспансер стал ближе к европейским стандартам, а количество выявленных онкозаболеваний на ранних стадиях выросло.

— Теснота и ужасное состояние помещений с уходом руководителя никуда не денутся. Необходимо провести реорганизацию онкоцентра, чтобы харьковчане и жители восточного региона получали качественную медицинскую онкологическую услугу, — подчеркивает член Харьковской экспертной группы по внедрению медицинской реформы в Харьковской регионе Виктория Милютина. — Тем более что законодательство позволяет это сделать. В первом чтении был принят законопроект, который дает возможность автономизировать учреждение и те небольшие ресурсы, которыми располагает лечебное учреждение, пустить на улучшение качества медуслуг. Конечно, понадобится помощь международных экспертов, которые уже помогали реорганизовывать подобные учреждения на просторах СНГ. Прекрасный пример такого государственно-частного партнерства — онкоцентр в Кировограде. На сегодняшний день объем инвестиций там составил порядка 10 млн евро, и их планируют увеличить в два раза. В частности, в кировоградском онкоцентре работает проект по бесплатному лечению онкобольных украинских детей. Есть там и возможность обучать врачей лучшим медицинским практикам.

Руководитель ХОКОЦ оспорит решение сессии в суде


Между тем, как сообщил «Вечернему Харькову» юрисконсульт ХОКОЦ Олег Панаско, приказа об увольнении Юрия Винника не было.

— Никаких других документов мы не получали, — говорит Олег Панаско. — Более того, директор ХОКОЦ Юрий Винник с решением сессии облсовета о своем увольнении с занимаемой должности не согласен и намерен оспаривать его в суде.

По словам юрисконсульта, результаты работы комиссии для сотрудников онкоцентра не стали неожиданностью — мол, ответы на все вопросы были даны администрацией лечебного учреждения еще до начала проверки. По словам Олега Панаско, его удивляет другое: почему по итогам проверки претензии предъявляются не собственнику — облсовету, а руководству онкоцентра? Ведь именно в компетенции облсовета находится заключение, продление, расторжение договоров аренды, выделение средств на улучшение технического состояния учреждения. Онкоцентр — всего лишь балансодержатель.

— Это касается и размещения аптеки №288 на территории онкоцентра — договор аренды подписывает облсовет. Существует определенная процедура: если у нас освобождается какое-то помещение, по действующему законодательству мы обязаны сообщить об этом в облсовет, который принимает решение, как рационально его использовать. И на конкурсной основе эти площади сдаются в аренду. И потом к нам просто приходит человек с готовым договором аренды — и все. Действительно, в 2010 году было решение суда о том, чтобы аптека освободила помещение онкоцентра. Но после этого облсоветом были подписаны допсоглашения о том, что аптека остается на территории центра. Естественно, на всех допсоглашениях сверху стоит подпись: «Погоджено. Чернов», — говорит Олег Панаско. — Что касается заниженной учетной ставки — так это не онкоцентр ее разрабатывает, а Госкомимущества. По договору 70% аренды уходит в Госкомимущества и только 30% остается онкоцентру. Поэтому, если комиссия считает, что учетная ставка была завышена, — это же не к нам претензии, а к Госкомимущества.

По поводу плохого технического состояния зданий онкоцентра, продолжает Олег Панаско, только за последние четыре года в Департамент здравоохранения  руководством учреждения было направлено порядка пятидесяти писем.

— Средства на ремонт должен выделять областной бюджет, поскольку это учреждение областного подчинения. Но они не выделялись. Более того, мы имели возможность сделать хоть какой-то ремонт собственными силами (определенные средства у нас на это есть — за счет клинических исследований, которые проводятся на базе онкоцентра, в учреждения поступают хорошие отчисления), но закон это запрещал. До последнего времени действовало постановление Кабмина об экономии бюджетных средств, согласно которому категорически запрещено делать капитальный ремонт за средства онкоцентра. Есть и аналогичные распоряжения облсовета, — говорит юрист. — Облсовет должен выделять средства и на обновление аппаратуры. Но все закупки новой аппаратуры мы производили за деньги, которые поступали на спецсчет онкоцентра. А бюджетные средства, которые выделяются онкоцентру, в основном идут на закупку лекарств.

По поводу так называемого семейного подряда в онкоцентре юрисконсульт сообщил: как только вышел Закон «О противодействии коррупции», администрация онкоцентра сразу же направила соответствующий запрос в Департамент здравоохранения ХОГА, чтобы выяснить, есть ли в этом случае конфликт интересов.

— Нам ответили: нет, поскольку нет прямого подчинения — статья 25 этого же закона, — сообщил Олег Панаско.

Он также отметил, что до того как в учреждении начала работать комиссия, никаких претензий к работе руководства онкоцентра не возникало ни у Департамента здравоохранения, ни у облсовета.

— Напротив — все стены кабинета Юрия Винника обвешаны грамотами и благодарностями, — уточнил Олег Панаско.

Что касается реорганизации, то, по словам юрисконсульта, она затронет не только ХОКОЦ — сейчас планируется провести реорганизацию учреждений онкологии по всей стране.

— План реорганизации онкологии разрабатывается по всей Украине, и Юрий Винник принимает в этом участие, дает рекомендации, — говорит Олега Панаско. — Потому что, к сожалению, количество онкологических заболеваний растет. А в Харькове особая ситуация — за счет переселенцев количество онкобольных выросло на 20%, а бюджет нам в связи с этим никто не увеличил.

Договор аренды подписывал главврач


Чтобы прояснить ситуацию, «Вечерний Харьков» направил информационные запросы в Департамент зравоохранения ХОГА и Харьковский областной совет.

Как сообщили в Харьковском облсовете, облсовет принял решение от 23 июня 2016 года № 238-VII «Об увольнении Винника Юрия Алексеевича с должности директора коммунального учреждения охраны здоровья ХОКОЦ». Распоряжением председателя Харьковского облсовета от 7 июля 2016 года № 111 исполняющей обязанности директора назначена заместитель директора центра по медчасти Ефимова Галина Степановна — до назначения руководителя в соответствии в нормами действующего законодательства.

Кроме того, в облсовете проинформировали, что договоры аренды, заключенные ХОКОЦ с аптекой № 288, были подписаны главным врачом диспансера Владимиром Михайловичем Горбенко. Арендная плата по договорам рассчитывается согласно действующим методикам расчетов размеров арендной платы.

Что же касается плохого технического состояния помещения онкоцентра и устаревшей медтехники, в облсовете сообщили, что ХОКОЦ, как и другие бюджетные учреждения, функционирует в условиях неполного финансирования и недостаточного материального обеспечения, что обусловлено социально-экономической ситуацией в стране.

— Большая часть финансирования поглощается заработной платой медработников и оплатой коммунальных услуг. Бюджетные расходы на охрану здоровья распределяются в соответствии с элементами затрат. Поскольку финансирование распределяется по отдельным статьям бюджета, руководство не может изменять распределение средств. Вследствие чего бюджетное финансирование учреждений здравоохранения направлено на поддержку существующей инфраструктуры и на сохранение занятости медработников, — объясняют в облсовете. — С учетом этого в медучреждениях объемы замены морально устаревшей медтехники и оборудования не превышают 1,5% в год, а уровень изношенности основных фондов здравоохранения превысил 60-процентный барьер.

Также в облсовете отметили, что анализ результатов работы учреждений здравоохранения, в том числе ХОКОЦ, согласно Закону Украины «О местных государственных администрациях» и предоставленных полномочий осуществляет Харьковская облгосадминистрация.

В Департаменте здравоохранения ХОГА ответы на поставленные в запросе от «Вечернего Харькова»» вопросы пока не дают.

— Учитывая то, что указанные в запросе вопросы не подпадают под действие Закона Украины «О доступе к публичной информации», они будут рассмотрены в определенном законодательством порядке, — сообщила заместитель директора Департамента здравоохранения ХОГА Галина Сироштан.
 
Как только облздрав предоставит более конкретный ответ — он будет опубликован в «Вечернем Харькове».