Гость редакции «ВХ» — арт-директор галереи «Костюринський провулок» Наталья Нечепуренко.

На 150 тысяч харьковчан приходится лишь одна галерея


— Наталья Валентиновна, здравствуйте. Вам звонит Светлана. Интересно, можно ли назвать Харьков творческим городом, если учесть, сколько у нас работает дизайнеров, художников, скульпторов?

— Думаю, Харьков можно назвать городом творческих идей буквально начиная с его основания. Об этом говорят даже названия улиц: Рымарская (на которой жили кожевенники), Коцарская (где жили коцари, занимавшиеся ткачеством ковров), Чеботарская (на которой сапожники шили обувь), Гончаровка (где жили и работали гончары). Эти промыслы связаны с созданием красоты, что, возможно, послужило основой того, чтобы Харьков стал столицей дизайна. Современный Харьков — тоже творческий город. У нас есть несколько вузов, где учат искусствам, но при этом, к сожалению, очень мало площадок, где креативные люди могут себя выразить. В Харькове всего около десятка художественных галерей. Во Львове с количеством жителей 800 тысяч сокрушаются, что у них всего 40 галерей, сколько же должно быть у нас, с полуторамиллионным населением? В Швейцарии, например, планируют сократить рабочий день на час и платить сотрудникам больше, чтобы они могли больше времени уделять своим творческим наклонностям, культурному развитию, образованию. Я уверена: чем больше в городе галерей, музеев и выставочных пространств, тем он культурнее и толерантнее, тем больше он способен сопереживать и договариваться. Думаю, недостаточное внимание к культуре — один из факторов, приведших к ужасным событиям, которые происходят сейчас в нашей стране.

Волшебниками могут быть все, кто стремится к новому


— А чем, на ваш взгляд, интересны современные художники?

— Современные художники интересны, прежде всего, своим протестом. Появление новых интересных творцов и течений всегда приходится на время революций и других социальных потрясений.

— Значит, в наше время тоже рождаются гении?

— Конечно. Если старые художники вызывали восхищение классическими, наработанными веками приемами, то современный гений рождается, если придумывает что-то новое. Сейчас время компьютерных технологий, и если художник сможет связать то, что накоплено до него в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, с современными возможностями, — от таких проектов захватывает дух. Главная цель и прелесть искусства (в моем понимании) — ощущение волшебства. Волшебником может стать каждый, кто развивает талант и стремится к собственным исканиям и наработкам. Самыми яркими художниками последнего периода, которые обратили внимание международной общественности на Харьков, стали Гамлет Зиньковский и Роман Минин, доказавшие, что, расписывая стены городских зданий, их можно украшать, а не портить. Творчество керамистов Анны Стасенко и Славы Леонтьева, Ларисы Антоновой удивляют весь мир: их работы никогда не повторяются. Покупая такую вещь, коллекционер понимает, что она существует в единственном экземпляре. Очень хорошо, что сейчас показать фото своих работ с помощью Интернета может любой творческий человек, и если художник рассказывает о них в блогах или на сайтах, приобрести работу может коллекционер с любого континента.

— Еще каких харьковских художников ценят за рубежом?

— Я обожаю творчество Ольги Сенькиной: ее куклы восхищают душевной красотой. Когда этой зимой на рождественской выставке украли коробку с ее ангелами, эта весть облетела Интернет, было более трех тысяч перепостов: люди из разных уголков мира хотели, чтобы куклы вернулись к автору. Интересно, что владельцы кукол в Португалии и Англии, которые не знали, что их создала Ольга Сенькина, выяснили это благодаря новости о пропаже ангелов.

— Но коробка-то с ангелами нашлась?

— К сожалению, нет, но ангелы вернулись к Ольге другим путем — через тысячи переживающих за ее работы людей.

Бизнесмены увлеклись творчеством


— Добрый день, Наталья Валентиновна. Меня зовут Анна Владимировна. Скажите, пожалуйста, а много ли харьковчан увлекаются творчеством?

— Сейчас творчеством увлекаются все больше харьковчан. По мнению специалистов, в очень сложное время человека спасает участие в творческом процессе, которым он раньше не занимался. Когда мы выполняем обычные действия: утром встаем, чистим зубы, собираемся на работу и так далее, работает только одна часть мозга. А если занимаемся и творчеством — включается другая его часть. Благодаря увлечению искусством нормализуются все процессы в мозге, и человек начинает решать вопросы, которые раньше не мог осилить из-за однобокости мышления. Таким образом, внутренний мир человека гармонизируется и приобретает уравновешенность. Неслучайно творчеством стали заниматься немало харьковских бизнесменов: благодаря искусству они видят задачи с разных точек зрения, и решение приходит, на первый взгляд, неожиданно, благодаря креативному подходу.

— Добрый день, Наталья Валентиновна. Меня зовут Алексей Сергеевич. Подскажите, каким видам творчества можно обучиться в Харькове?

— Обучиться можно любым видам творчества, причем в любом возрасте. Когда на мастер-классы приходят с детьми мамы или бабушки, они часто говорят: «Пусть ребенок позанимается, а я только посмотрю, потому что у меня нет ни слуха, ни голоса, ни ощущения цвета и гармонии», я отвечаю: «Забудьте о ваших комплексах. Вам кто-то сказал об этом в детстве, и вы прожили всю жизнь с этим грузом глупостей. Садитесь рядом, начинайте рисовать, вышивать, лепить из глины, и для вас откроются новые горизонты». Нередко бывает, что люди, проработав не один год и возненавидев свою специальность, которую за них однажды выбрали родители, бросают нелюбимое дело и начинают заниматься творчеством, которое становится делом их жизни.

— Интересно, а что нужно, чтобы работы продавались?

— К сожалению, этот вопрос задают мне и профессиональные художники, интересуясь, что бы такое нарисовать, чтобы понравилось всем. Я советую: «Не создавайте работу лишь для того, чтобы ее купили. Пишите то, что вы хотите высказать». Люди покупают такие работы, улавливая, вероятно, на подсознательном уровне, что они созданы с душой.

В области появится центр для обучения слобожанским ремеслам


— Не стали ли харьковчане в последние два года больше интересоваться народными традициями?

— У харьковчан появился очень большой интерес к народному творчеству. Сейчас люди разного возраста — и дети, и взрослые — занимаются писанками, мотанками, вышиванием, причем с огромным интересом. Мужчины так внимательно и старательно расписывают писанки, что понимаешь: нашему городу не хватает мероприятий для занятий творчеством.

— Наталья Валентиновна, добрый день. Меня зовут Нина Владимировна. Слышала, что в Харькове работает «Творческая мастерская». Чему там можно научиться?

— «Творча майстерня «Слобожанський ладинець» возникла после моего знакомства с Ларисой Григорович — коллекционером слобожанских вышиванок и рушников. Мне захотелось написать о ее замечательной коллекции книгу, поскольку, в отличие от западной Украины, где гордятся традициями вышивки и выпускают о ней фолианты, на Слобожанщине нет достаточной визуальной информации об особенностях нашей вышивки. Хотя слобожанская вышивка — белым по белому — так изысканна и деликатна, что от нее невозможно отвести глаз. Для возрождения нашей вышивки и возникла «Творча майстерня «Слобожанський ладинець» как открытое пространство: в галерее проходят мастер-классы Татьяны Черной — известной мастерицы, которая воссоздает стародавние узоры с вышиванок своей бабушки в этно одежде — на современной тунике или платье. Кроме того, мы проводим мастер-классы по росписи писанок, изготовлению слобожанских поясов — краек, кукол-мотанок. Эти мастер-классы платные, но сейчас мы собираемся открыть Ротарианский культурно-образовательный центр для детей и взрослых, где мастер-классы будут бесплатными. Понимая сложное положение в Украине, на наш призыв откликнулись в Германии, Бельгии, Италии. Убеждая в необходимости такого центра, я даже пошла на «шантаж»: «Если вы не поможете нам с культурой, мы придем к вам в качестве беженцев». Мне ответили: «Нет, у нас и так достаточно сирийских беженцев, поэтому вы решайте внутренние проблемы, а мы поможем с финансированием для возрождения традиций, чтобы с помощью культуры вы стали более толерантными и образованными».

Харьков достоин Золотого кольца


— Наталья Валентиновна, здравствуйте. Вам звонит Николай. В Харькове жили и работали великие люди: писатели, поэты, художники, ученые. Вероятно, стоит на таких домах установить информационные таблички?

— Так сложилось, что в нашем городе информационные таблички не устанавливают. Дело в том, что памятные дома находятся в центральной части города, и, наверное, кому-то очень не хочется отдавать эти здания громаде под достойные проекты. Взять, к примеру, известный дом на улице Пушкинской, 55 основателя и первого директора Харьковского отделения Императорского русского музыкального общества (сейчас — Харьковское музыкальное училище имени Б.Н. Лятошинского) Ильи Слатина. В этом доме побывало множество знаменитостей: Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Антон Рубинштейн. И был бы интересен в туристическом плане. Но сейчас он непонятно как используется. Таким образом, Харьков теряет не только эмоциональное и историческое лицо, но и финансы. Если в городе уничтожить дома, в которых жили известные люди, останется проводить лишь виртуальные экскурсии.

— Здравствуйте, Наталья Валентиновна. Вам звонит Наталья Борисовна. Расскажите, пожалуйста, о проекте «Мансарда Василия Ермилова — Бориса Косарева».

— Когда приходишь в эту мансарду, по спине начинают бегать мурашки, потому что понимаешь: на чердаке этого дома более 40 лет жили и работали в своих мастерских основатели харьковского дизайна, авангардисты Василий Ермилов и Борис Косарев, сочинял свои стихи Вениамин Хлебников, гостями были сестры Синяковы, Александр Довженко... Неслучайно сюда приезжают исследователи авангарда из разных стран, чтобы проникнуться атмосферой, в которой творили известнейшие мастера. Парадоксально, но живущие по соседству люди об истории дома вообще ничего не знают. И тогда я поняла, что нужно заниматься образовательными проектами.

Сейчас мастерская Василия Ермилова находится в очень неприглядном состоянии — реализация проекта упирается в финансы. Мы написали заявку на грант в американский фонд по сохранению нематериального культурного наследия, чтобы создать в «Мансарде Василия Ермилова — Бориса Косарева» динамичное пространство, которое может стать домом харьковского или украинского авангарда и конструктивизма. На базе этой площадки можно открыть галерею, реализовать различные творческие проекты, авангардное кафе, создать резиденцию, в которой могли бы жить приезжающие в Харьков художники. Идей очень много, нам пообещали озвучить результат до конца года. Кроме того, мы направляем свои предложения в другие фонды, где понимают, что культуру нужно охранять.

— Не предполагаете ли реализовать другие интересные проекты?

— Мы продолжаем заниматься образовательными проектами. Так, наследники архитектора Алексея Бекетова и историка Дмитрия Багалея предложили создать ассоциацию харьковских мемориальных квартир и домов-музеев. Кроме мансарды Василия Ермилова — Бориса Косарева, это и квартира художника Николая Самокиша, и дом врача Степана Сурукчи, и квартира, в которой жила Зинаида Серебрякова, и многие другие здания. Они могут стать частью Золотого кольца Харькова и привлечь туристов со всего мира.

Следующий День вышиванки обещает быть еще грандиознее


— Наталья Валентиновна, здравствуйте. Вам звонит Елена Сергеевна. Недавно в Харькове прошел День вышиванки. Будет ли этот праздник иметь продолжение?

— Это волонтерский проект, на который все участники откликнулись от чистого сердца и все сделали за собственные деньги. Но оказалось, существуют гранты для подобных мероприятий. Нам это очень помогло бы: мы могли бы привлечь больше детей, приобрести больше материалов, провести больше мастер-классов, пригласить музыкантов и гостей. Поэтому наша дружная компания организаторов решила в следующем году придумать что-то еще.

— Добрый день, Наталья Валентиновна. Меня зовут Арина. Два года назад вы создали клумбу Василия Ермилова. Какова ее судьба? На днях шла по скверу на площади Свободы и цветов на клумбе не увидела.

— Этот проект динамичен. Первый год клумба была оформлена по мотивам эскиза росписи стены в квартире Василия Ермилова в виде окна. На следующий год «Зеленстрой» отдал под наш проект шестилепестковую клумбу (более 1000 м2) возле Госпрома, цветы на которой были высажены орнаментами по мотивам работ Василия Ермилова. Каждый год в Харькове высаживаются огромное количество цветников, но моя идея заключалась в том, чтобы дизайнерские клумбы стали визиткой города: например, к 130-летию Варвары Каринской цветы на клумбе могли быть высажены в виде одного из созданных ею платьев. В прошлом году под Харьковом праздновали столетие Малевича — можно было высадить клумбу, созвучную его работе, например, знаменитому «Квадрату». Можно найти много разных идей. Но этот проект был одноразовым — мы можем порекомендовать городу идею, а будет ли она реализована, решают городские власти.

Личное дело
Наталья Валентиновна Нечепуренко родилась в Харькове. Окончила ХАИ по специальности «прикладная математика». Работала в различных коммерческих структурах, занималась брендингом. С 2009 года стала директором галереи «Плетневский», а с 2014 года — арт-директор галереи «Костюринський провулок». Паст- президент «Ротари Клуб Харьков Мрия». Основатель «Творческой мастерской «Слобожанський ладинець». Автор идеи создания динамичного пространства «Мансарда Ермилова и Косарева», соорганизатор «Дня вышиванки в Харькове» и многих других проектов. Замужем, воспитывает двух дочерей.