Депутаты и чиновники наконец-то собрались, чтобы обсудить проблему поборов в школах и детсадах.

Рабочая группа по этому вопросу была создана по распоряжению городского головы после того, как петиция о запрете «добровольной» благотворительности, к которой принуждают родителей, набрала рекордное количество – больше пяти тысяч голосов. 20 июня группа собралась в первый раз. Пока чиновники стоят на своем – незаконных взносов в учебных учреждениях не требуют!

Состав рабочей группы был утвержден распоряжением городского головы от 15 июля 2016 года. В нее вошли депутаты от фракций «Самопоміч», «Солидарность», «Наш край», «За Харьков, за Возрождение», а также представители родительского самоуправления, в том числе автор электронной петиции «Запретить сбор наличных благотворительных взносов, взимаемых с родителей на нужды детских садов и школ г. Харькова» Елена Евдокиенко. Конечно, же были специалисты департаментов горсовета и два директора школ.

– Еще как минимум четверо активистов от родительской общественности написали на сайт горсовета обращение с просьбой включить их в рабочую группу. Однако секретарь горсовета Александр Новак сообщил, что не получали такого обращения, – рассказывает мама двух школьников Елена Евдокиенко. – Непонятно, то ли у них сайт не работает с обращениями граждан, то ли это позиция горсовета.

И тем не менее около десяти активистов все же попали на первое заседание рабочей группы, но без права голоса.

–  На заседании они передали повторное заявление на участие в рабочей группе.  Так что есть надежда, что на следующее заседание они смогут присутствовать не в качестве гостей, а и участников, – говорит Елена Евдокиенко. 

Активисты не попали в состав рабочей группы


С докладом о том, как, с точки зрения гороно, происходит благотворительность в школах. выступила и. о. директора Департамента образования горсовета Татьяна Стецюра.

– Она настаивала, что наличных денег в школе нет, там лишь оприходуют материальные ценности, которые передают благотворители. А как эти материальные ценности попадают в школу? Секретарь горсовета Александр Новак порекомендовал обращаться в прокуратуру, если родители считают, что с них незаконно собирают деньги. Но ведь чиновники прекрасно знают, что для обращения в прокуратуру нужны документально подтвержденные факты. А их нет, ведь никаких расписок или квитанцией родительская тройка не выдает и договора со школой о том, что она имеет право собирать деньги, тоже нет. При этом суммы взносов формирует именно администрация школ, а вовсе не родители. Но для мэрии этой проблемы не существует, – поражена Елена Евдокиенко.

Что предлагает общественность


Еще один вопрос, который попытались поднять активисты, – реальные потребности школ.

– Чтобы решить проблему поборов в школах, нужно четко понимать, в чем они нуждаются. Только тогда можно оценить – в состоянии ли город отказаться от родительской помощи. Однако Александр Новак категорически заявил: на рабочей группе этим вопросом мы заниматься не будем, – разводит руками Елена Евдокиенко. – На мой взгляд, это совершенно неконструктивный подход.

Елена Нарожная была в числе тех десяти активистов, которым удалось попасть на заседание комиссии. Она надеялась передать рабочей группе свои предложения, как решить проблему с поборами в школах. Но озвучить их не удалось, поскольку программой заседания это не было предусмотрено.

– Мы обязательно передадим их в письменном виде через канцелярию: один экземпляр – на имя Александра Новака, как председателя рабочей группы, другой – на имя городского головы Геннадия Кернеса, – пообещала Елена Нарожная. 

Она также уверена: начать решать проблему поборов в школах нужно с выполнения администрацией учебных заведений и районо Постановления Кабмина № 228 о составлении тех самых бюджетных запросов. Только так можно понять объективные потребности школ и детсадов, на которые, собственно, с родителей и собирают деньги.

– Школы не просят денег ни у местного, ни у государственного бюджетов. Естественно, их и не дают, – поясняет Елена Нарожная. – Вот и получается, что затраты, которые должны быть  профинансированы за счет местного бюджета или государственной субвенции, ложатся на плечи родителей.

Следующий шаг – публикация органами местного самоуправления и управлениями образования на своих сайтах отчетов о финансировании поданных запросов.

– С детализацией: что из заявленного будет профинансировано за счет субвенции, что  из местного бюджета, а что (конкретный перечень работ, услуг, товаров)  остается недофинансированным. Эти данные может увидеть любой родитель, и тогда будет понятно, на что нужны деньги, – говорит Елена Нарожная. 

Но и в этом случае, подчеркивает активист, деньги от родителей должны поступать не наличкой, а на специальные счета в казначействе, как это прописал Кабмин еще в 2009 году. Это поможет контролировать поступающие деньги.

– У каждого  коммунального учреждения должен быть свой специальный регистрационный счет для зачисления благотворительных взносов. Тогда директор уже не сможет сказать, что не имеет отношения к деньгам, которые собирают родители, – уверена Елена Нарожная.

Чтобы не усложнять жизнь родителям, деньги может по-прежнему собирать представитель родительской тройки, а потом всю сумму переводить на счет школы. Но важное отличие от ныне существующей схемы – «сборщик» должен заключить с управлением образования или директором школы договор о публичном сборе средств. В нем обязательно должны быть прописаны цель сбора средств, место, ответственность, порядок отчетности и т. д. Прием благотворительной помощи в виде товаров, работ и услуг должен осуществляться только после того, как чиновники из управления образования или администрация учебного заведения дадут письменное согласие на это. Все это – опять-таки для контроля.

А ремонтные работы в школах и детсадах, проводимые без смет и другой необходимой документации, активисты предлагают запретить, поскольку за такой ремонт и вовсе никто не отвечает.

Позиция чиновников


Как бы там ни было, но признать наличие проблемы со сбором родительских средств Департаменту образования, похоже, придется. Присутствовавшая на заседании рабочей группы нардеп Елена Сотник попросила департамент подготовить отчет за 2015-й и первое полугодие 2016 года о том, сколько наличных денег поступило в школы. Как подтвердили в пресс-службе мэрии, секретарь горсовета поручил подготовить такой отчет к следующему заседанию рабочей группы (оно предварительно назначено на начало августа).

– Если у нас будут случаи нецелевого использования средств или  когда взносы наличными деньгами не учитываются и не имеют отчетности, то мы будем жестко это пресекать, – пообещал Александр Новак.

В Департаменте образования «Вечернему Харькову» отказались комментировать работу группы, но пригласили на следующее заседание рабочей группы. Так что ликвидируют ли к 1 сентября поборы в школах – все еще под вопросом.