Гость «Вечернего Харькова» — врач-педиатр, соучредитель Украинской академии педиатрии, президент Украинско-немецкой медицинской ассоциации, член Харьковской экспертной группы по внедрению медицинской реформы, кандидат медицинских наук Андрей Пеньков.

Будущим медикам дают «просроченные» знания


— Здравствуйте, Андрей Юрьевич. Вам звонит Светлана. Скажите, в чем, на ваш взгляд, главные недостатки нынешней медицины и педиатрии?

— Один из главных сегодняшних недостатков нашей медицины — отставание от мировых трендов, прежде всего по уровню медицинского образования, в качестве оказания медицинской услуги. Международная медицинская наука шагает семимильными шагами, и знания, которые доминировали, например, десять лет назад, изменились как минимум на 70%. Безусловно, как и тысячи лет назад, сердце по-прежнему находится слева, а печень справа. Но понимание о том, как работает человеческий организм, очень продвинулось вперед, соответственно, появились совершенно новые способы диагностики и лечения. Отставая в отечественном медицинском образовании, мы не формируем и запрос. Маленькие примеры. Сын моей знакомой в прошлом году поступил в медицинское училище и получил в библиотеке учебник биологии за 1984 год! А в разговоре с молодым интерном выяснилось, что в медуниверситете она получила те же знания, что и я, хотя  учился я в вузе 30 лет назад.

— И как можно это изменить?

— Вопрос о низком уровне зарплат врачей может показаться банальным. Но достойная оплата врачу необходима, чтобы он мог развиваться, заниматься самообразованием не перед приходом комиссии или сдачей экзамена на повышение категории, а мотивированно и беспрерывно — чтобы разобраться, что происходит с пациентом, и помочь ему. Не случайно говорят: врач развивается от одного сложного пациента к другому. Но если врачу неинтересно развиваться, ему проще поставить дежурный диагноз или перенаправить пациента к другому специалисту.

Кроме того, чтобы воспитать новых специалистов, дети должны стремиться в медицинский вуз не потому, что так захотела мама, а мотивированно — чтобы учиться, а не каким-то образом получать отличные оценки и красные дипломы, при этом практически не видя пациентов. Поэтому очень важно инвестировать в детей и молодежь — и прежде всего в систему образования. Нужно уходить от системы начиная со школы, когда в детскую голову впихиваются статические знания, в то время как современный мир требует от молодых людей креативности и проактивности, умения находить, анализировать информацию и правильно применять. Чтобы врач следовал международным нормам диагностики и лечения, знать, какие препараты помогают, а какие лучше не использовать, он должен постоянно пополнять свои знания. А для этого нужно находить время, знать английский язык.

Традиционная медицина хороша лишь как рихтовочный цех


— Андрей Юрьевич, здравствуйте. Вам звонит Арина. Слышала, что вы инициируете новые стандарты в педиатрии. В чем их суть?

— Недавно я вернулся с медицинского тренинга по лечению боли у детей, который проходил в США. Занятия были основаны на доказательной медицине. Нас учили лечению гипнозом депрессии и состояния страха, мы изучали влияние медитации. Это так называемая  интегративная медицина, которая сейчас очень развивается на Западе. Мы изучали значение глубокого дыхания для регулирования эмоционального фона, чтобы ребенок мог снизить состояние стресса и тем самым уменьшить болевой порог. Это сильные новации. Традиционную медицину критикуют за чрезмерное использование лекарственных препаратов. Сегодня и сами врачи разочарованы в огромной медикализации и готовы воспринимать новую информацию. Поэтому в глобальном педиатрическом пространстве в лечение детей входит все больше методов интегративной медицины. Сегодня   пытаются внедрить и технологические инновации, и немедикаментозные методы лечения: многие люди разочарованы в традиционной медицине, которую я называю рихтовочным цехом. Но нельзя отрицать, что хирургическая медицина дает возможность сохранить человеку жизнь и функциональные способности. Но если мы говорим о сохранении здоровья — здесь традиционная медицина, как правило, бессильна без работы с психологическим состоянием человека.

Украинские протоколы лечения безнадежно устарели


— Здравствуйте, Андрей Юрьевич. Меня зовут Валерий Сергеевич. Я дедушка троих внуков. Расскажите, с какой целью в Харькове создано подразделение Европейской академии педиатрии?

— Украинская академия педиатрии вошла в состав Международной европейской академии педиатрии, которая разрабатывает перспективы развития педиатрии на европейском континенте, в частности определяют специфику медицинского образования в вузах, стратегию написания протоколов лечения.

— А на какой стадии находятся в Украине протоколы лечения детей?

— Практически все протоколы лечения в Украине устарели. Наш Государственный экспертный центр  аннулировал множество приказов, протоколов и инструкций по лечению заболеваний, потому что в некоторых случаях педиатры вынуждены были пользоваться информацией образца 1965 или 1972 годов. В отличие от Украины, в западных странах специальные комиссии пересматривают протоколы лечения каждые четыре года, а некоторые— каждые два года. Украина не в состоянии выделить средства на создание новых протоколов лечения в необходимом количестве. А Европейская академия педиатрии предлагает поделиться с Украиной готовыми протоколами, которые можно адаптировать к нашим условиям.

— Это означает, что у Украины есть возможность получить продвинутые европейские протоколы лечения?

— Нашей организации нет и года. Сейчас основная задача — выяснить, будут ли наше государство и наша медицинская общественность сотрудничать с украинским подразделением Европейской академии педиатрии. Нужно ли это обществу? Может, мы ошибаемся.

Нужны ли антибиотики?


— Добрый день, Андрей Юрьевич. Вам звонит Юрий Леонидович. Скажите, пожалуйста, какие, на ваш взгляд, главные ошибки совершают родители, когда дети начинают болеть?

— Самая большая ошибка родителей — не совсем адекватная оценка состояния ребенка. В большинстве случаев это гипертревожность и переоценка того, что происходит с ребенком. Гипертревожная мама, как правило, склонна к большему количеству назначений. Как показывает статистика, у таких родителей чаще госпитализируют детей.

— А насколько часто педиатры и родители злоупотребляют в лечении антибиотиками?

— Статистически — часто. В нашей стране исследования на эту тему не проводились, а  по данным исследований в США, как минимум половина назначений антибиотиков производится не по показаниям. Мы видим по потоку обращающихся детей, что в огромном количестве случаев применения антибиотиков можно было избежать. Возникает вопрос — кто в этом виноват: врачи или родители? Мне кажется, бездумное применение антибиотиков — это консолидированная ответственность. Если мама приводит к врачу ребенка с вирусной инфекцией, но при этом десять раз спросит: «Доктор, а с моим ребенком ничего плохого не произойдет?», врач сдается и выписывает антибиотик. Не случайно в США в некоторых лечебных учреждениях ввели обязательное разъяснение родителям, чем опасно назначение антибиотиков  при вирусных инфекциях. Там, где проводились такие разъяснения, количество прописываемых антибиотиков уменьшилось на 30%.

— Но медики иногда сами не прочь выписать антибиотики на всякий случай?

— На днях мы проводили занятия с семейными врачами. Привели пример: восьмимесячный ребенок с проявлениями тонзиллита, вирусным заболеванием и отсутствием признаков интоксикации организма спокоен, хорошо спит и ест. Нужно ли назначать антибиотики? Примерно половина врачей ответила: «Конечно!». Поэтому-то и нужны стандарты лечения, в которых четко предписывается, что при вирусной инфекции врач не должен назначать антибиотики. Назначение антибиотиков при вирусных инфекциях — это главная ошибка. Иногда антибиотики назначают для профилактики в стационарах — например после операций, но в амбулаторной практике с профилактической целью они не применяются.

— А чем они опасны?

— Бытует мнение, что антибиотики сажают иммунитет. Это неверно: они убивают микробы. Сначала воздействие этих препаратов может быть безобидным, но постепенно у микроорганизмов формируется антибиотикорезистентность (устойчивость к антибиотикам). Если мы неразумно используем эти препараты, микробы становятся сверхустойчивыми ко всем антибиотикам, и возникают  большие риски  суперинфекций — штаммов инфекций, которые просто нечем будет лечить. Кроме того, применение антибиотиков может вызвать у ребенка аллергическую реакцию, которая может быть даже угрожающей для жизни.

Безопасность препаратов для небулайзеров остается под вопросом


— Здравствуйте, Андрей Юрьевич. Вам звонит Татьяна. Меня интересует, какими, на ваш взгляд, сомнительными методами мамы любят лечить своих детей?

— Один из самых популярных сейчас методов лечения — с помощью небулайзеров, которые рекомендуются всем как капли в нос, хотя изначально они предназначались как средство доставки лекарств в легкие для больных астмой. Сейчас их покупают, чтобы бороться с кашлем. Процедура заключается в следующем: в емкость заливается лекарство, которое распыляется в виде тумана, и при вдыхании препарат попадает в легкие. Очень опасно, что огромное количество препаратов предлагаемых на украинском рынке, предназначенных для использования в небулайзере, на самом деле не должны использоваться для лечения легких, поскольку безопасность этих препаратов никто не исследовал. Использование препаратов с недоказанной эффективностью, которые никто в мире для лечения детей не применяет, –огромная проблема в Украине.

Наш тренд — боязнь переохладить чадо


— Здравствуйте, Андрей Юрьевич. Вам звонит Александра. Интересно, какие главные ошибки допускают мамы и папы. Есть ли среди них вовсе несуразные?

— Самая несуразная ошибка — страх переохладить ребенка, причем в то время, когда весь мир боится ребенка перегреть. Детей кутают в 40-градусную жару, а зимой включают обогреватель или кондиционер на 25 градусов, и ребенок обливается потом.

— Кстати, некоторые мамы считают, что кондиционер вреден. Верно ли это?

— Кондиционер может быть вреден, если ребенок будет под ним находиться несколько часов и поток воздуха дуть на него. Но если вы следите за чистотой фильтра и используете исключительно в борьбе с жарой, кондиционер не вреден. В США, например, кондиционеры работают везде и тотально круглый год на режиме охлаждения, а взрослые и дети летом и зимой пьют воду только со льдом. Летом греть питьевую воду из холодильника — пережиток прошлого. И вообще, нам нужно пересматривать отношение к детям. С одной стороны, мы очень заняты гиперопекой, с другой -- мы  общество, которое не любит чужих детей.

— А в чем это выражается?

— Если вы куда-то зайдете со своим ребенком, он обязательно будет кому-то мешать, с ним никто не заговорит, ему не улыбнутся. Ваш ребенок будет, как правило, слышать критику везде, в том числе и в семье. Тренд нашего воспитания — лучше покритиковать, а хвалить — только если уж очень заслужил. Но чем больше вы ограничиваете ребенка, тем сильнее у него развивается комплекс: «Зачем я буду что-то делать, если меня все равно будут ругать?». Детей не любят и в наших больницах — назначают внутримышечные инъекции, хотя во всем мире это запрещено, не организовывают игровое пространство, а ведь дети должны играть.

Пространство ребенка должно быть заполнено интересностями


— То есть нужно побольше хвалить детей?

— Детей нужно хвалить за достижения и не ругать за недостатки. Формируем позитивное мышление и работаем с ребенком собственным примером, потому что очень часто хотим от детей того, чего не делаем сами. Второй момент — дети нам мешают, времени на занятия с ними у нас нет. Приходим домой уставшие — хочется посмотреть телевизор, а с детьми нужно играть, поэтому нам проще усадить их за гаджеты.

— А сколько времени ребенок может проводить за компьютером и сколько времени ему должны уделять родители?

— За компьютером ребенок может находиться максимум 1,5 часа в день, а вот время игры с ребенком не должно быть ограничено. Любопытство — рефлекс, который с рождения позволяет ребенку развиваться, и его нужно максимально заполнить. Ему должно быть все интересно, он должен быть занят, постоянно общаться,  развиваться физически. Тогда он будет счастлив. Безусловно, ребенка нужно воспитывать. Это называется построение границ — он должен знать границы дозволенного. Но в рамках его пространства  ребенок должен расти свободным человеком. Тогда он будет открыт миру и более заинтересован в том, чтобы его исследовать.

Личное дело
Андрей Юрьевич Пеньков родился 21 февраля 1965 года в Харькове.
В 1988 окончил Харьковский медицинский институт по специальности «педиатрия», с 1988 по 1989 год проходил интернатуру в ОДКБ №1.
С 1989 по 1992 год работал на должности заведующего отделением новорожденных областной детской клинической больницы.
С 1992 по 1993 год — врач-реаниматолог  городской больницы скорой и неотложной медицинской помощи №4. C 1993 по 1995 год работал врачом реанимации новорожденных ОДКБ №1, затем переводом назначен заведующим реанимации новорожденных ГДКНБ № 6 (в настоящее время Харьковский городской перинатальный центр). В 1999 году перешел  работать в первую в городе аптеку «Матери и ребенка» в должности врача-педиатра. С 2001 года работал педиатром и возглавлял частные медицинские центры «Панацея ХХI-век». С 2013 года по сегодняшний день возглавляет частную амбулаторию.С 2004 по 2016 год – сотрудник областного специализированного дома ребенка №1. Стажировался в США, Австрии, Германии.
Увлечения — йога, бадминтон, кинематограф, чтение, танцы.