В Харькове только восемь домов сами выбрали себе управителя. А все потому, что единой базы, где харьковчане могли бы почерпнуть информацию о кандидатах, до сих пор не существует.

Эксперты рекомендуют поискать во Всемирной сети. Однако в этом случае есть вероятность нарваться на мошенников.

Напомним, срок, до которого жильцы многоквартиных домов должны определиться с формой управления своего дома (либо создать ОСМД, либо выбрать управителя — в противном случае его назначают органы местного самоуправления) перенесли на полгода — с 1 июля 2016-го до 1 января 2017-го. Однако харьковчане, которые не решились на создание объединения, не особо озабочены и выбором управляющего, полагаясь в этом вопросе на мэрию.

— На сегодняшний день не так много домов с воспользовались правом выбора управителя — всего 8 многоквартирных домов в Харькове и 2 — в Чугуеве, — отмечает начальник управления реформирования инфраструктуры и экономического анализа Жепартамента ЖКХ ХОГА Наталья Горбатенко. — Остальные собственники не воспользовались этой возможностью, не провели общие собрания. Поэтому для порядка еще 4000 домов в области органы местного самоуправления должны будут объявить конкурс и на его основе назначить управителей, подписав от лица совладельцев соответствующие договоры на управление.

По ее словам, Порядок проведения конкурсного отбора органы местного самоуправления получили только 12 июля этого года.

— Сейчас создается конкурсная комиссия, готовится конкурсная документация, печатаются объявления в СМИ, — продолжает Наталья Горбатенко. — В конкурсной документации есть соответствующая информация по домам, которые выставляются на конкурс, есть требования к перечню и качеству услуг, которые должен предоставить управитель, квалификационные требования к управителю. Комиссия будет принимать предложения от участников, проводить оценку и на основании результатов отбора — заключать договор на управление с победителем этого конкурса. Это процедура займет как минимум два месяца. Но в некоторых районах, возможно, еще затянется, если вообще не будет желающих взять дома на обслуживание.

На этот переходной период — с момента проведения конкурса до момента подписания договора с управителем — содержанием многоквартирных домов продолжают заниматься жэки, которые содержали их до этого.

Участие же в конкурсах, которые будут проводить органы местного самоуправления, скорее всего, будут принимать те же жэки, которые сегодня обслуживают жилой фонд.

— Потому что у нас некому выходить на этот рынок, — разводит руками Наталья Горбатенко.

Кто регулирует стоимость услуг?


Критерии конкурсного отбора будут определять органы местного самоуправления.

— Все зависит от того, в каком состоянии дом, что будет ходить в текущий ремонт, что — в капитальный, и что будет предлагать управитель, — отмечает Наталья Горбатенко. — А вот если бы люди выбирали управителя сами — то могли бы повлиять на стоимость услуги по управлению домом (а это согласно законодательству — затраты на содержание дома плюс награда управителю). Она ведь договорная и если бы люди заключали договор с управляющей компанией или управителем самостоятельно — то имели бы возможность регулировать эту общую договорную стоимость. При назначении же управителя — ее будут регулировать органы местного самоуправления. В законе прописано, что из нескольких конкурсных предложений органы местного самоуправления должны выбрать по всем заявленным критериям и с наименьшей ценой. Так должно быть. Но как получится на практике и будет ли из кого выбирать — вопрос.

Где искать управителей


Между тем харьковчане и рады бы выбрать управителей сами, но вот загвоздка — не знают где их искать.

— По Харьковской области, как, в принципе, в целом по Украине, такой базы, где были бы собраны управители, из которых можно выбрать, пока нет, как и впрочем рынка управителей. Он только начинает формироваться, — говорит Наталья Горбатенко. — Есть отдельные частные предприниматели, которые ведут один-два дома — они и являются их главной рекламой. То есть на данном этапе пока работает только «сарафанное радио». Но возможность конкурировать появилась, и этот рынок будет развиваться. Просто нужно время. Сейчас мы находимся в таком переходном периоде, когда нам не из кого выбирать, но эта ниша будет заполнена — я уверена.

В свою очередь директор областного ресурсного Центра эффективного управления жильем Алина Жесткова порекомендовала воспользоваться для поисков управляющего просторами Интернета.

— Приведу пример из жизни. Жильцы бросили объявление: ищем управляющего. В течение двух дней поступило 15 предложений. Среди них — и люди, которые ранее работали в этой сфере, и просто молодые специалисты, окончившие академию городского хозяйства и пытающиеся реализоваться в этой сфере. Главное здесь — не ошибиться с выбором. Я бы посоветовала отдать предпочтение уже успешным на сегодняшний день менеджерам, имеющим опыт работы в этой сфере, — говорит она.

ОСМД должны принять новый устав
Кстати, новый закон добавил хлопот и уже созданным ОСМД — они обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с новым законодательством.

— Это связано с тем, что с 1 января 2017 года будет новый реестр неприбыльных организаций, и объединения, которые не успеют до этого срока зарегистрироваться как неприбыльная организация — статус ОСМД теряют, — говорит член Национального совета при Кабмине по вопросам создания и функционирования ОСМД Юлия Самойлова. — Необходимо принять новый типовой устав, который подтвердит неприбыльность нашей организации.

По информации Натальи Горбатенко, на 1 июля 2016 года на Харьковщине зарегистрировано 1008 ОСМД (1404 дома). Наиболее активно они создавались в последний год после вступления в силу закона 417 «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирных домах» — появилось 207 новых объединений, в которые вошли 229 жилых домов. Причем в области наблюдается такая тенденция, что объединения регистрируются не на одном доме — а на группе домов, что характерно для районов с малоэтажной застройкой.