Гость редакции ВХ — директор Департамента территориального контроля Харьковского горсовета Алексей Калина.

Кого проверяют?


— Алексей Леонидович, здравствуйте. Меня зовут Артем. Какие функции выполняет Государственная архитектурно-строительная инспекция после передачи полномочий горсовету?

— С 11 апреля 2016 года инспекция, которая входит в состав руководимого мною Департамента территориального контроля, осуществляет функции: разрешительные (то есть регистрация документов, которые подаются в Центр предоставления административных услуг) и контролирующие по объектам строительства 1–4-й категорий сложности. Контроль и выдача разрешений по объектам 5-й категории сложности остались за центральным органом.

За 2,5 месяца работы инспекции рассмотрено около 1000 документов разрешительного характера, выдано пять разрешений на выполнение строительных работ по объектам 4-й категории сложности, зарегистрировано 607 деклараций и уведомлений на начало выполнения строительных работ, деклараций о готовности к эксплуатации, уведомлений о внесении изменений, а также отменено четыре декларации.

— А проверки с апреля проводились?

— Конечно. За этот же период проведено 175 плановых и внеплановых проверок, по результатам которых выдано 43 предписания, вынесено 26 постановлений о правонарушениях согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях и ЗУ «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности». Кроме того, наложено штрафных санкций на сумму около 885 тысяч гривен.

— Что проверяете планово, а что внепланово?

— План инспекций предполагает проверку объектов, по которым ранее давались предписания об устранении нарушений, либо объектов, на которых возможны нарушения. Как правило, это крупные объекты, на которых в случае нарушения строительных норм могут произойти серьезные техногенные последствия.

Поводом для внеплановых проверок могут служить обращения граждан, выявление нарушений строительных норм другими органами — например, правоохранительными  или местного самоуправления.

— Какие нарушения допускаются чаще всего?

— Основные нарушения у всех строителей практически одинаковые. Прежде всего — отсутствие на объекте проекта производства работ (ППР), либо он неправильно составлен, или не утвержден согласно Государственным строительным нормам (ГСН). ППР должен совпадать с теми видами работ, которые выполняются на объекте.

Еще одно распространенное нарушение — несоблюдение требований ГСН по охране труда: не всегда делаются козырьки над входами, не ограждаются проемы.

Также исполнительная документация ведется с нарушением: не всегда правильно заполняется общий журнал работ, не контролируются прорабами заполнение актов на скрытые работы, не вносятся в общий журнал все субподрядчики. Несвоевременно выполняются геодезические съемки, не обеспечивается ведение входного контроля материалов, конструкций и операционный контроль производственных процессов. Не всегда есть в наличии подтверждение использования сертифицированных материалов, заключенных договоров с лабораториями, не проверяются кубики бетона.

— Какое наказание предусмотрено для нарушителей?

— Предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность — например, за самовольное строительство на захваченном земельном участке. Если застройщик не пускает на объект строительства или отказывается предоставлять разрешительную документацию — мы привлекаем правоохранительные органы.

По результатам проверки застройщику выдается предписание, в котором указываются нарушения, и дается срок для их устранения. Впоследствии инспекция проверяет выполнение. Если нарушения не устраняются — составляется соответствующий документ для привлечения к админответственности (для физлиц — штраф составляет 6800–8500 грн., для юрлиц — размеры выше. Например, на ул. Сумской застройщик реконструирует здание, которое является объектом культурного наследия. Как юрлицо нарушитель оплатил штраф в сумме 250 тыс. грн.).

Не пытайтесь решить конфликт самостоятельно


— Алексей Леонидович, добрый день. Меня зовут Булгаков Владимир Александрович, научный пенсионер. Живу в частном доме. Соседка соорудила выгребной туалет, а рядом детская площадка, колонка, храм Александра Невского. С 1993 года не могли его убрать. Я обращался к Геннадию Кернесу. В 2013 году по решению горисполкома туалет снесли, но в 2015-м соседка его снова восстановила. Я обращался и в горсовет, и в милицию... Мне предложили его снести самому. Что делать?

— Вам необходимо обратиться в наш департамент. Это можно сделать как по электронной почте Харьковского городского совета, так и лично прийти на прием.

Что касается самовольной застройки — мы проведем проверку и вас об этом уведомим. Но ни в коем случае не пытайтесь конфликт с соседкой решить путем самостоятельного сноса чужого имущества. Даже если оно не зарегистрировано в законном порядке — это расценивается как противоправное действие.

Что касается других нарушений, на которые вы указали: правил благоустройства города, санитарно-эпидемиологических норм, —  это входит в компетенцию других подразделений горсовета. Я напишу служебную записку заместителю городского головы, который отвечает за эти вопросы, и вы получите ответ в установленном законом порядке.

— Здравствуйте Алексей Леонидович. Меня зовут Лидия Александровна Жолондковская, проживаю на ул. Отакара Яроша, 15. Во дворе нашего дома оборудована баскетбольная площадка (не горсоветом). Но подростки играют там в футбол. В результате мячи попадают в окна, в маленьких деток (рядом расположена детская площадка). Уже пострадали 20 человек. Футбольные площадки есть в школах по соседству. Можно ли эту баскетбольную площадку убрать из нашего двора? Кстати, с этой просьбой жильцы обращались и в мэрию, и в полицию, и в МЧС.

— Чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо разобраться в правовом статусе этого объекта: на кого он зарегистрирован, его функциональном назначении. Если это объект строительства — то он находится в компетенции нашего департамента, если это временное сооружение — то в компетенции Департамента жилищного хозяйства. Я попытаюсь вам помочь разобраться. Для Харьковского городского совета очень важно, чтобы и местные жители были довольны, и подрастающее поколение было занято и имело возможность развиваться — и физически, и духовно. Если нет правовых оснований для использования этого земельного участка — то, конечно, мы будем обязаны принять меры, поскольку это нарушение закона.

Из сотни строек — 40 долгостроев


— Здравствуйте. Виталий Иванович беспокоит. Алексей Леонидович, в течение многих лет возле ст. м. «Ботанический сад» возвышаются два заброшенных долгостроя. Кроме того, что они не украшают проспект Науки, так еще и занимают часть тротуаров, препятствуют свободному входу в метро. Какова их дальнейшая судьба?

— Действительно, более 10 лет эти объекты находятся в стадии строительства — разрешения на выполнение строительных работ выдавались инспекцией ГАСКа в 2004 году. Что касается функционального назначения, то застройщики планировали и сейчас планируют построить там торгово-развлекательный комплекс и торгово-офисный центр. Эти объекты находятся в зоне нашего внимания, соответствующая проверка уже начата. В результате — застройщик уже вносит изменения в проектную документацию и готовит документы для проведения соответствующей экспертизы.

К сожалению, эти случаи не единичны. И связано возникновение долгостроев, как правило, с финансовыми проблемами.

На территории Харькова на сегодняшний день строится более ста домов. И порядка 40 объектов, которые мы сейчас анализируем, являются долгостроями. Это и торговые центры, и выкупленные когда-то предпринимателями детсады, в которых планировалось размещение офисных или банковских сооружений. Эти вопросы постоянно поднимаются на рабочих совещаниях в Харьковском горсовете. Один из наглядных примеров — жилой дом, который строится в Слободском районе уже более десяти лет. Люди купили там квартиры, а дом построен лишь наполовину. В компетенцию нашего департамента не входит вмешательство в деятельность хозяйствующих объектов, но на совещания приглашаются и представители банка, и застройщик, и проектант, и активисты, которые приобрели квартиры в недостроенном доме, — совместными усилиями мы пытаемся прийти к консенсусу.

— И что же планируется делать с такими долгостроями?

— Выход может быть только один. Если это объект, на который имеется право собственности, необходимо принуждать застройщика к окончанию работ при помощи городского совета.

— Добрый день. Меня зовут Виктория Сергеевна. Алексей Леонидович, должен ли застройщик благоустраивать находящуюся рядом со строительством территорию?

— Порядок такой работы регламентируют государственные строительные нормы. В частности, должны быть оградительные заборы определенной формы. Кроме того, на объект и с объекта постоянно курсируют грузовые машины, и застройщик обязан обеспечивать очистку колес перед выездом и заездом на строительный объект. К сожалению, этого не делается — в результате загрязняется территория. Нарушаются и правила благоустройства, поскольку многотоннажные автомобили ездят по внутриквартальным дорогам, разрушая асфальтовое покрытие, приводят в негодность пешеходные дорожки и т. д. Таких жалоб очень много.

В отношении таких застройщиков есть принципиальная позиция городского совета. К счастью, многие из них к ней прислушиваются. Например, на Полтавском Шляхе, 144 территория, прилегающая к стройке, была разбита грузовым транспортом. Сейчас застройщик ее благоустроил, восстановил асфальтовое покрытие, оборудовал тротуарные дорожки.

Как узаконить самострой?


— Алексей Леонидович, здравствуйте. Объясните, пожалуйста, что считается самостроем? Меня зовут Елена Григорьевна.

— Согласно статье 376 Гражданского кодекса Украины, самовольным строительством считается объект, который построен или строится: на земельном участке, который не был отведен для этой цели; без соответствующего разрешительного документа на выполнение строительных работ; без утвержденного проекта; с существенными нарушениями строительных норм и правил.

— Балкон, пристроенный к первому этажу, считается самостроем?

— Да.

— И как его узаконить?

— До конца 2015 года действовал упрощенный порядок приема в эксплуатацию самовольно построенных объектов 1-й и 2-й категорий сложности. А сегодня есть только один путь узаконить строительство — получить разрешение на выполнение строительных работ и сдачу объекта в эксплуатацию в установленном законодательством порядке. Кроме того, согласно порядку приема в эксплуатацию завершенных строительных объектов (утвержден Постановлением КМУ №461 от 13.04.2011 г.), предусмотрен ввод в эксплуатацию объектов, по которым право собственности признано на основании решения суда. Но — при обязательном наличии документа на землепользование и соответствии места размещения объекта государственным строительным нормам.

Что касается балконов в жилых домах, то это серьезная проблема для Харькова. Чтобы получить разрешение на строительство — нужно выполнить определенный порядок получения документов. И в 70% случаев это просто невозможно сделать, поскольку либо дом не предполагает размещения на фасаде таких конструкций, либо управление архитектуры горсовета отказывает в выдаче соответствующих градостроительных ограничений. А каждый объект, который строится, обязательно предполагает получение такого разрешения.

Мы планируем разместить на сайте Харьковского горсовета детальный перечень документов, которые необходимы для получения такого разрешения.

— Куда обращаться по этому поводу?

— Можно в наш департамент — переулок Соборный, 1.

— И все же: если пристроенный балкон уже есть, а разрешения нет — что делать?

— Строительство такого объекта без получения разрешения — нарушение закона. Это вмешательство в несущие конструкции дома. Если он уже был незаконно построен — многие обращаются в суд на признание права собственности на это сооружение. Но, к сожалению, часто решения судов не соответствуют закону, поскольку принимать подобные решения, как указано в соответствующем кодексе, суд имеет право лишь в том случае, если лицо предпринимает действия для оформления права пользования земельным участком.

На утепление квартиры нужно получить разрешение


— Здравствуйте. Максим Евгеньевич беспокоит. Алексей Леонидович, объясните, чем реконструкция квартиры отличается от перепланировки?

— Согласно статье 100 Жилищного кодекса Украины, переоборудование и перепланировка жилого дома и жилого помещения — это работы, которые не предусматривают вмешательства в несущие конструкции и инженерные системы общего пользования. Работы по перепланировке не требуют получения документов, которые дают право на их выполнение, и после завершения работ не требуют ввода в эксплуатацию. Реконструкция — это перестройка, которая предусматривает изменение геометрических размеров объекта и/или функционального назначения, вследствие чего изменяются основные технико-экономические показатели. Например, на месте комнаты образовалась кухня, кладовая совместилась с ванной комнатой и там появилась душевая кабинка и отдельный вход — это реконструкция. Или пристройка балкона, в результате чего в доме изменяется фасад, создается дополнительная нагрузка на несущую стену. Сюда же относится и объединение двух или более отдельных квартир в одну. К изменениям внешних характеристик также нужно относить и термомодернизацию (утепление) наружных стен квартиры, что стало особенно популярным в последнее время.

— То есть сейчас утепление стен делается незаконно? К каким последствиям это может привести? Кто это проверяет и как наказывает?

— Утепление фасада изменяет показатель энергоэффективности, который государственными строительными нормами отнесен к технико-экономическим показателям. Этот показатель относится к одному из эксплуатационных показателей, улучшение которого предусматривается при капитальном ремонте. То есть работы по утеплению фасада могут быть классифицированы как капитальный ремонт — все зависит от каждого конкретного случая. Необходимость получения разрешения на выполнение работ по утеплению фасада рассматривается тоже в каждом конкретном случае, что входит в компетенцию и нспекции ГАСК.


Личное дело
Алексей Леонидович Калина родился 22 мая 1981 года в Харькове. В 2003 году окончил НЮА им. Ярослава Мудрого по специальности «Правоведение». Прошел путь от помощника прокурора  Дзержинского района Харькова (теперь Шевченковский)  (2002 г.) до старшего помощника генерального прокурора Украины (2014 г.), заместителя прокурора г. Киева (2014–2015), прокурора Днепровского района Киева (2015), первого заместителя  прокурора АР Крым (2015–2016). С 2016 года по настоящее время — директор Департамента территориального контроля Харьковского городского совета.