В апреле в Единой регистрационной палате работали только два регистратора, сегодня — четырнадцать. За день они успевают принять 260-300 человек, но желающих зарегистрировать бизнес все равно больше. Иногда — намного больше, делятся сотрудники Единой палаты.

На прошлой неделе Единую регистрационную палату, которую харьковчане в быту называют «окном», посетил мэр Владимир Шумилкин. Пообщавшись у дверей кабинетов с народом, он пообещал, что в скором будущем здесь будет расширен штат и изменена система приема предпринимателей. Главная претензия бизнесменов до боли избитая — многочасовые очереди, которые приходится выстаивать, чтобы зарегистрировать свое дело. «В ближайшие дни решаем этот вопрос: завершается конкурс, и еще укомплектовываем должность регистратора. Таким образом, мощность и способность принять людей у регистрационной палаты будет всегда выше, нежели количество обратившихся», — заверил городской голова. Директор ЕРП Игорь Панаид подтвердил, что администрация палаты планирует увеличить штат сотрудников. Правда, «дополнительная штатная единица», по его словам, нужна не всегда — количество клиентов единого «окна» увеличивается только в конце года.
По мнению мэра, сегодня, после завершения ремонта, в регистрационной палате намного уютнее, хотя определенные неудобства люди и испытывают. «Если в комнате пять регистраторов и столько же людей пришли на прием, то в коридоре довольно-таки тесновато, к тому же нет стульев. Эти вопросы мы тоже решим», — был категоричен Владимир Шумилкин. Городской голова также рассказал, что сейчас решается вопрос с архивом. Для текущих документов места предостаточно и на площадях Единой палаты; наболевший вопрос — где разместить архив, переданный из районных советов. «Сегодня рассматривается вариант помещения по соседству, на Московском проспекте. В ближайшее время, видимо, начнем ремонт», — отметил мэр.
Для удобства с лета Единая регистрационная палата обслуживает предпринимателей по специальным талонам, в которых указано время, когда регистратор примет посетителя. «Именные» талоны выдают с восьми до девяти утра, но очередь, говорят посетители, приходится занимать с шести. А потом уже нужно подстраиваться под полученный билетик и приходить еще раз — на прием. Юристы, негласно подрабатывающие в Единой регистрационной палате, считают, что «именные» талоны — это лишняя очередь, и если их убрать, то ничего не поменяется. Просто ввод «контрамарок» совпал с уменьшением количества посетителей, вот и все. Единственный плюс талонов в том, что в очереди теперь снизилось количество скандалов. Слухи о перепродаже талонов опровергают и воспринимают как шутку: мол, кому это нужно?
Александр Панаид не скрывает, что знает о том, что в «окне» буйным цветом разросся придаточный бизнес: более десятка юристов и маленьких фирм предлагают помочь в грамотном оформлении документов, безусловно, за определенную плату. «Бизнес разрастается не только на фоне нашей работы, он везде разрастается, и это положительно, — считает директор Единой палаты. — Дело регистратора заключается в том, чтобы документы, которые он принимает и вносит в единый реестр, соответствовали требованиям закона. В соответствии с тем же законом, документы могут быть сданы либо лично, либо уполномоченным лицом, поэтому запретить им помогать качественно оформлять документы мы не можем».
По мнению юриста Александра Приходько, основная проблема Единой регистрационной палаты — в перегруженности регистраторов. В среднем у регистратора идет по десять минут на каждого посетителя, но очередь сбивается чаще всего из-за малограмотности и невнимательности. «За то время, когда попавший на прием энное количество раз переписывает документы, регистратор мог бы принять еще человек пять», — отмечает Александр Приходько. А зачастую псевдоочередь создают психически нездоровые люди, которые доводят регистраторов до нервных срывов. В общем, для регистраторов довольно-таки привычное дело остаться без перерыва. «Мы изначально заполняем все правильно, а для юридических лиц — электронные карточки, — рассказывают юристы. — Тогда регистратору не нужно тратить время на ввод данных, он быстренько проверяет информацию и отправляет. Это намного быстрее и удобнее». С момента, когда регистратор принял документы, до момента, когда предприниматель получает свидетельство о регистрации, должно пройти не больше пяти дней. Если свидетельство задерживается — в этом чаще всего виновата всеукраинская электронная система.
Кстати, штатные консультанты в ЕРП тоже есть, но, как говорят их коллеги «с улицы», главная их специализация — процедура регистрации, а вот практических навыков по всему законодательству — маловато. «Предположим, пришел благотворительный фонд и хочет зарегистрироваться, — разъясняет Александр Приходько, — а всех тонкостей от А до Я консультанты не знают». Стоимость услуг у всех частников разная, только на входе в «окно» вам предложат прейскурант человек пять. К примеру, регистрация со всеми платежами, пошлинами, подготовкой, с фондами будет стоить порядка 200 гривен. Кстати, на вопрос, сколько людей в день обращаются за помощью, юристы ответили как-то неубедительно: говорят, что порой подходит два-три человека, а бывает — и вовсе никто. Тем не менее желающих заняться подобным бизнесом не так уж и мало для пары-тройки клиентов.
За два года существования Единой регистрационной палаты бывшая новая процедура, наконец-то, входит в наезженную колею. Если раньше здесь яблоку было негде упасть, то сегодня желающих зарегистрировать свое дело малость поубавилось. По мнению юристов, жуткий ажиотаж, которому все мы были свидетелями еще год тому назад, пришел к логическому завершению — сник. Правда, в этом они не видят ни заслуг нового руководства, ни городских властей, так как уверены, что предпринимательский пыл в ноябре прошлого года остудила «оранжевая революция».