В харьковском метро пустили пробный поезд на станцию «Победа».

4 августа в нем проехались чиновники, сотрудники организаций, причастных к строительству, и журналисты.

Станция «Победа» уже практически готова к открытию. Полностью завершена облицовка стен и укладка пола, на своих местах все указатели. Электронные часы на перроне и в вестибюле показывают точное время синхронно с часами на всех остальных станциях. В вестибюле уже установлены автоматы по продаже проездных билетов и карточек, правда, турникетов для прохода пока еще нет. Не смонтировано и оборудование в кабине дежурных по контрольно-пропускному пункту. На перроне бросается в глаза конструкция, аналогов которой нет ни на одной из 29 действующих станций нашего метро. Это прозрачная лифтовая шахта на две параллельные кабины, которыми могут воспользоваться люди с ограниченными возможностями, чтобы попасть с улицы в переход, а из него — прямо на платформу.

Новая станция харьковского метро может открыться со скандалом: фото-факты


Над выходами на перрон со стороны каждого из двух вестибюлей привлекают внимание красочные художественные панно. Их авторы также были приглашены на это торжественное мероприятие.

— Мы вместе с заслуженным художником Украины Игорем Моргуновым работали над ними пять лет, — говорит заслуженный художник Украины Ольга Ерофеева. — Мы хотели, чтобы это было ощущение победы, ощущение радости, поэтому использовали изображение веток сирени, которые жители Харькова в 1945 году вручали возвращавшимся с фронта победителям. И эта идея в какой-то мере реализована. Мы использовали медные пластины, которые покрываются эмалевыми красками и запекаются при температуре 800 с лишним градусов.

В поданный на перрон состав заходят участники мероприятия. «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция — «Алексеевская», — раздается в динамиках, и поезд трогается. Едет он по тоннелю медленно и перегон протяженностью чуть больше километра (расстояние между центрами станций «Победа» и «Алексеевская» — 1019 метров, а от конца перрона «Победы» до начала перрона «Алексеевской» — всего 830 метров) проходит за пять минут. Выйдя на «Алексеевской», все участники пробного рейса пересаживаются в уже поданный встречный поезд. Он идет до «Победы» еще медленнее — за 8 минут, но никого это не смущает — ведь продолжается техническая обкатка только что построенного участка.

— По технологии первая электричка идет со скоростью пять километров в час, потом скорость увеличивается до семи, до десяти, до тридцати км/ч и т.д. К открытию станции все будет работать в штатном режиме. Интервал движения, несмотря на удлинение линии, мы сохраним прежний (в часы пик он составляет 5 минут), так что пассажиры изменений не почувствуют, — объясняет генеральный директор Харьковского метрополитена Вячеслав Стаматин.

Станция к работе готова


Дата официального открытия «Победы» будет согласована с областной госадминистрацией и сообщена дополнительно. Ориентиром является День города.

Вячеслав Стаматин сообщил, что ожидаемый пассажиропоток на этой станции — порядка 50 тысяч пассажиров в день.

— Здесь громадный жилой массив, жители которого раньше садились на маршрутку, ехали в центр или до «Алексеевской» и только потом заходили в метро. Теперь у них будет возможность уезжать на метро прямо от дома. В ближайшие дни мы начнем устанавливать в вестибюлях турникеты, и к открытию станции все будет готово. Все пусконаладочные работы на «Победе» и в тоннелях между ней и соседней «Алексеевской» планируем завершить до 15 августа, — отмечает руководитель подземки.

У «Победы» есть свои секреты


Станция «Победа», проект которой был разработан проектным институтом «Харьковметропроект», строилась почти четверть века. Ее строительство началось еще в 1992 году одновременно со строительством станций «Ботанический сад», «23 Августа» и «Алексеевская». После этого работы несколько раз останавливались из-за отсутствия финансирования. Стоимость строительства станции составила 555 млн грн., из которых 30% — субвенция из государственного бюджета, остальная сумма — средства городского бюджета. И лифт для инвалидов — далеко не единственная «изюминка» станции «Победа».

— У нас на этой станции предусмотрен балкон, который будет использоваться как подземный переход, — рассказывает начальник дирекции строящегося метропополитена Наталья Линник. — Это люди, которые пользуются услугами метрополитена, а также пешеходы, которым нужно перейти напряженную магистраль — проспект Людвига Свободы или проспект Победы. Этот подземный переход будет работать круглосуточно, обслуживать его будет, как и все подземные переходы в городе, коммунальное предприятие «Подземный город». В промежуток с 0 часов до 5.30 утра двери вестибюлей будут закрыты, а переход будет выполнять функцию обычного уличного подземного перехода.

Без шума и пыли


При строительстве станции впервые в Харькове применена технология, позволяющая поездам метрополитена двигаться по рельсам бесшумно.

— Это польская технология «с кубиками», — поясняет Наталья Линник. — В конструкции данного кубика есть специальные шумопоглощающие и вибросъемные прокладки, которые снимают вибрацию и шум подвижного состава при движении. Такое решение было принято в связи с тем, что данный участок метрополитена находится в густозаселенном жилом массиве. Для того чтобы максимально обеспечить бесшумность движения поездов метрополитена в вечернее и утреннее время, была применена такая технология. Эта технология применена от начала станции и продолжается до конца тупиков, кроме смотровых канав и стрелок, которые смонтированы традиционным методом, как это делается всегда в метрополитене.

Поезда будет обслуживать мини-депо


Хотя полноценное электродепо за станцией «Победа» построить пока не удалось, но для поездов все равно предусмотрено техобслуживание.

— Мы нашли техническое решение в связи с небольшим финансированием и смогли построить так называемое мини-депо за станцией «Победа». Оно обеспечивает одновременный ремонт и техническое обслуживание одновременно двух составов. То есть в тупиках находятся две смотровые ямы и пункт линейного обслуживания подвижного состава, который будет работать круглосуточно, как работает наш метрополитен, — рассказывает Наталья Линник.

Что в перспективе


В дальнейших перспективах строительства харьковской подземки пока в планах — две большие станции: со стороны станции «Метростроителей» — «Державинской» на перекрестке улицы Державинской и проспекта Гагарина и «Одесской» на перекрестке проспекта Гагарина и улицы Одесской, возле магазина «Класс». Это две большие станции, которые будут обеспечивать продолжение трассы Алексеевской линии.

Кроме того, в планах — строительство электродепо, без которого на сегодняшний день невозможна эксплуатация метрополитена, когда будут введены в действие «Одесская» и «Державинская». Технологически эти два объекта строительных проектов нужно выполнять одномоментно разными исполнителями. Строительство и ввод в эксплуатацию обозначен техническими моментами в срок четыре года (48 месяцев) с учетом ритмичного, стабильного финансировании. На сегодняшний день прорабатывается заключение договора с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком. Данный проект имеет три составляющие: строительство линии с двумя станциями, строительство электродепо и приобретение подвижного состава.

В целом стоимость проекта составляет €309 млн. Стоимость депо, которое находится за станцией «Победа», составляет порядка €47 млн. Переговоры вели недели три назад в мэрии, консультант — австрийская компания — получила ответы на ряд своих вопросов, и сейчас готовится техническое задание на проведение международных торгов по исполнителю работ. Это будут международные открытые торги, и заявки смогут подавать все строительные компании, которые хотят строить метро в Харькове.