Культура

  • 2256
  •  / 

Революционное нововведение: харьковские театры смогут избавиться от престарелых Джульетт

Революционное нововведение: харьковские театры смогут избавиться от престарелых Джульетт
Революционное нововведение: харьковские театры смогут избавиться от престарелых Джульетт До сих пор актеры работали в штате театров и служили сцене столько, сколько здоровье позволяет.
Однако уже с нового сезона театры будут работать по контрактной системе, и не исключено, что учреждения откажутся от услуг некоторых служителей Мельпомены.

Актеров будут принимать на конкурсной основе


Пока система финансирования коммунальных театров остается прежней: они будут получать средства только на защищенные статьи: зарплату и коммунальные платежи, а на новые постановки они должны изыскивает средства сами, сообщила «Вечернему Харькову» заместитель директора Департамента — начальник управления культуры Харьковской облгосадминистрации Наталья Плотник.

— Тем не менее с началом нового сезона в театрах начинает действовать новшество: прием актеров и остального творческого персонала по конкурсу на контрактной основе, так же, как до сих пор заключали контракты с директорами. Процедуру заключения контрактов сейчас разрабатывают в Министерстве культуры.

— С директорами заключаются контракты на пять лет, а артистическо-художественный персонал (в частности, балетная труппа, музыканты) будет набираться на 1–3 года. Решение будет принимать созданная в театре конкурсная комиссия, — говорит Наталья Плотник.

Театрам к трудностям не привыкать


— Мы работаем по таким принципам финансирования уже давно. Мы получаем из Харьковского областного бюджета средства на заработную плату и частично — на коммунальные нужды театра, — говорит директор Харьковского академического театра музыкальной комедии Игорь Коваль. — Все остальное, в том числе и постановочная деятельность (в частности, обеспечение костюмами обувью, декорациями, постановки, приглашение артистов извне) — происходит за деньги, которые мы зарабатываем на продаже билетов. Финансирование спектакля — это немалые деньги, поэтому на постановку уходит около полугода и больше, и мы рассчитываем, сколько театр должен заработать, чтобы грамотно рассчитать средства и вовремя выпустить премьеру.

В отличие от коммунального театра музкомедии, Харьковский национальный театр оперы и балета находится на балансе Министерства культуры, но его участь не легче.

— Наше предприятие — государственное и коммунальное, но уже давным-давно не получает деньги ни на коммунальные услуги, ни на новые постановки: мы зарабатываем все сами, — говорит директор ХНАТОБа Олег Орищенко. — Сегодня все наши доходы уходят на погашение коммунальных услуг и разницу в заработной плате, которую нам не доплачивают, при этом около 30% нам не хватает, поэтому мы частично решаем эту проблему, — в частности, сокращаем для сотрудников рабочую неделю или отправляем в отпуск за свой счет.

Теперь и актеры не вечны


С контрактной системой администраторы согласны.

— Практически во всех театрах есть балласт, который составляет около 15%. Цель контрактной системы — стимулировать работников, изменить отношение к работе тех, кто до сих пор работал спустя рукава, — говорит Олег Орищенко. — Не случайно раньше бытовала присказка о том, как сотрудники театра заявляют директору: «Вы тут человек временный, а мы почти вечны».

— Внедрение контрактов означает лишь бумажные сложности, — считает Игорь Коваль. — В сентябре мы просто предупредим художественно-артистический персонал о переходе на контрактную систему, в течение двух месяцев все сотрудники подпишут контракты и будут продолжать работать. Насколько я знаю из разговоров с коллегами, никто не в восторге от контрактной системы, но несмотря на некоторые минусы (например, я пока не знаю, как оформлять контракт с сотрудницами, которые уходят в декрет), плюсы в ней тоже есть. Например, контракт даст возможность администратору бороться с людьми, которые требуют денег, а работать не хотят — театр будет иметь возможность отказать таким сотрудникам в продлении контракта. Для нас контрактная система не актуальна — в нашем театре балласта нет. От актеров, которые не хотели работать, в последние десять лет мы уже избавились. Что касается актеров в возрасте, мы бережем своих ветеранов. Мы ни с кем не расставались, но следовали логике — основывались на занятости в репертуаре. С возрастом нагрузка у актеров становится меньше, и у нас они работали на полставки. Существует и система разовой работы: например, мы переводим актера на разовую систему оплаты — он приходит играть в спектакле, скажем, два раза в месяц, и получает деньги за выход. Таким образом, самолюбие актера не ущемлено: он работает, считается работником театра.

Контрактная система не противоречит ни работе на полставки, ни разовой работе актеров, считает Игорь Коваль: с работающими на полставки актерами точно так же будут заключаться контракты, а при разовой работе и сейчас существуют договоры на определенный объем работы.

— Зато в театрах, где есть балластные актеры, контракт станет средством борьбы с сотрудниками, которые не выполняют своих обязанностей, а еще с 80-летними Джульеттами, которые требуют ролей, уверяя: «Я все еще молода и красива, и это ваши проблемы, что вы меня не ставите», — говорит Игорь Коваль.

«Лучше уйти на год раньше, чем на пять минут позже»


Заслуженный артист Украины, актер Харьковского государственного академического театра кукол им. Афанасьева Вячеслав Гиндин с документом о новой контрактной системе пока не знаком, но это нововведение актера совсем не пугает.

— Более того, смотрю на новую систему с некоторой надеждой: возможно, в ней есть пункт, который позволит руководителю театра формировать труппу по своему вкусу, взгляду и необходимости, а не просто ограничиваться теми, кто уже есть и от которых никуда не деться. Заключение контракта даст возможность избавляться от балласта в театрах, чтобы талантливый актер мог вписаться в палитру, — полагает Вячеслав Гиндин. — До сих пор никаких рычагов не было. Уволить кого-то или, не приведи господь, отправить на пенсию — судебное дело. А по идее, решать, какой актер ему нужен, должен режиссер. Актер может быть замечательным, но режиссеру он не интересен, между тем он 5–10 лет получает в театре зарплату. Это во многом решит проблему формирования команды мечты.

Вячеслав Гиндин признается: ему не раз предлагали роли героев, которых он уже перерос физически, и он решительно отказывается от ролей юношей.

— Я исповедую золотое правило: лучше уйти на год раньше, чем на пять минут позже, — говорит актер.


Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

программа комментарииЛого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2806.12 грн
100 EUR 3304.77 грн
10 RUB 4.263 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи