Концепцией реформирования налоговой системы Украины, одобренной распоряжением КМ Украины от 19.02.07 № 56-р, определены стратегические цели налоговой реформы Украины, одной из которых является адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского союза.

Деятельность органов власти в этой сфере постепенно становится системной и планомерной составляющей политики европейской и евроатлантической интеграции Украины. Как орган исполнительной власти ГНА Украины работает над принятием Налогового кодекса и совместно с общественностью проводит активное обсуждение его разделов. Проект, а также предложения и замечания к нему размещены на веб-сайтах ГНА Украины (www.sta.gov.ua) в баннере «Работаем над Налоговым кодексом» и ДПА в Харьковской области (www.dpa.kharkov.ua). 

Главной целью Налогового кодекса является уменьшение налоговой нагрузки на бизнес, упрощение налогового учета и, соответственно, улучшение администрирования налогов. В кодексе каждому налогу будет отведен отдельный раздел. При разработке Налогового кодекса учитывалась перспектива вступления Украины во Всемирную торговую организацию, соглашение о свободной торговле и интеграции в Европейский союз. Проектом Налогового кодекса планируется постепенное снижение ставки налога на прибыль до 22% к 2010 году и до 20% 

к 2012 году, а также ставки налога на добавленную стоимость — до 18%.
Новацией предложенной редакции Налогового кодекса является упрощение процедуры получения гражданином налогового кредита — ежемесячно на протяжении отчетного года.
Также Кодексом предполагается уточнение порядка начисления налога с доходов физических лиц и размера ставок по отдельным операциям. Предусматривается уменьшить налоговую нагрузку по операциям с недвижимым имуществом за счет налогообложения прибыли (по ставке 15%) вместо дохода (действующие на сегодняшний день ставки 0%, 1%, 5%) от продажи недвижимости, приобретенной после 1 января 2004 года. Порядок налогообложения имущества, приобретенного в собственность до 1 января 2004 года, не будет изменен. Принцип прибыльного налогообложения реализован для определения объекта налогообложения по операциям с движимым имуществом. Прибыль от осуществления таких операций будет облагаться налогом по ставке 15%. А при продаже одного из объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля, мотоцикла, мотороллера или моторной (парусной) лодки не чаще чем один раз на протяжении отчетного года доходы продавца от указанных операций освобождаются от налогообложения (на данный момент облагаются по ставке 1%) при условии уплаты им в бюджет соответствующей суммы государственной пошлины. 

Порядок налогообложения наследства в целом не изменен. Вводится налогообложение коммерческой собственности, унаследованной от члена семьи первой степени родства (родители физического лица и родители его мужа и жены, его муж и жена, дети как такого физического лица, так и его мужа и жены, в т.ч. усыновленные ими дети), по ставке 5% (согласно действующему законодательству такое наследство налогом не облагалось). По нулевой ставке будут облагаться денежные сбережения, помещенные в период до 2 января 1992 года в учреждения Сберегательного банка СССР и государственного страхования СССР, которые действовали на территории Украины, а также в государственные ценные бумаги: облигации Государственного целевого беспроцентного займа 1990 года, облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, государственные казначейские обязательства СССР, сертификаты Сберегательного банка СССР, погашение которых не состоялось, которые наследуются любым наследником. 

Следует заметить, что во время пресс-конференции председатель ГНА Украины Анатолий Брезвин подчеркнул, что в условиях либерализации налогового законодательства, включающего постепенное снижение ставок налогов, необходимость в упрощенной системе налогообложения отпадает. Применение упрощенной системы продлится только на переходный период. 

Уважаемые плательщики налогов! Предлагаем Вам принять участие в обсуждении проекта Налогового кодекса и предоставить письменные предложения и замечания, направленные на улучшение содержания проекта кодекса, или по тем нормам и положениям проекта, которые вызовут у Вас неоднозначное восприятие, по адресу: 61052, г. Харьков, ул. Карла Маркса, 30. 

Своим участием в этом процессе вы поспособствуете развитию предпринимательской деятельности, общему решению существующих проблем и созданию комфортных условий для тех, кто наполняет государственный бюджет Украины.
Благодарим за сотрудничество!