Гость редакции «Вечернего Харькова» — главный специалист отдела безопасности среды жизнедеятельности Управления госнадзора за соблюдением санитарного законодательства ГУ Госпродпотребслужбы в Харьковской области Татьяна Ефимова.

Начало учебы — стресс для детского организма


— Здравствуйте, Татьяна Борисовна. Вам звонит Светлана. Хотела спросить: почему дети начинают болеть прямо со старта учебного года?

—Это обусловлено физиологическим состоянием организма. Во-первых, начало учебного года после периода отдыха, как и любое изменение деятельности, — это своего рода стресс. Кроме того, сейчас дети имеют возможность отдыхать не только в разных уголках страны, но и мира, и инфекции, которые они привозят, попадают в коллектив. Поэтому состояние здоровья ребенка в большой степени будет зависеть от того, как подготовятся к учебному году родители и сами дети, как будет организован учебный процесс. Это относится не только к детям, которые впервые пойдут в школу, но и к тем, которые учатся уже не первый год.

— А как правильно подготовить ребенка к учебному году?

—К школе детей готовят еще в дошкольном учреждении. Ребенок приучается к режиму дня, начинает осваивать учебные навыки, за ним осуществляется медико-педагогический контроль, и в конце учебного года в дошкольном учреждении делается заключение, может ли ребенок переходить в школу. В заключении содержится комплексный показатель готовности ребенка к систематическим занятиям, который оценивают и учителя, и врачи по ряду медицинских и психолого-педагогических критериев, физического и умственного состояния. Кроме того, накануне учебного года очень важно полноценное оздоровление ребенка, которое лучше заканчивать не впритык к началу учебного года, а в середине августа, чтобы он мог легче адаптироваться. Очень важный момент — создание условий для обучения. Школьнику нужно создать дома хорошо оборудованное, максимально комфортное рабочее место, сформировать правильный режим труда и отдыха, чтобы физическая и умственная нагрузки были оптимальными. Комплекс этих факторов способствует плавному переходу ребенка от игровой деятельности к режиму обучения.

— Здравствуйте, Татьяна Борисовна. Вам звонит Анастасия. Меня интересует, стоит ли до начала учебного года приучать ребенка к режиму дня?

—Режим дня должен вводиться с рождения малыша. Для каждой возрастной группы характерен определенный режим дня, просто с возрастом в него добавляются новые элементы. Правильно сформированный режим дня ребенка играет значительную роль в его эмоциональном и физическом состоянии.

— Здравствуйте, Татьяна Борисовна. Меня зовут Елена Борисовна. Скажите, какие заболевания чаще всего регистрируются у харьковских школьников и дошкольников?

—По статистическим данным, наиболее распространенными являются заболевания органов дыхания, пищеварения, зрения, нервной системы, инфекционные и паразитарные болезни. Структура заболеваемости отличается в зависимости от возраста. Например, у малышей немного выше инфекционная заболеваемость, у детей постарше чаще регистрируются заболевания нервной системы. На состояние здоровья ребенка влияет комплекс разных факторов, в том числе наследственность, образ жизни, нервно-психическое напряжение, организация обучения, питание, физическая нагрузка, соответствие мебели и освещенность рабочего места и другие.

Игрушки нужно мыть каждый день


— Здравствуйте, Татьяна Борисовна. Меня зовут Алла Михайловна. Впервые в новых санитарных правилах увидела, что детям разрешают в детском саду смотреть телевизор. Для чего?

—Использование телевизора в детских садах и раньше допускалось в качестве технического средства обучения, но при соблюдении определенных требований. Во-первых, регламентируется расстояние оборудования от пола и расстояние ребенка от телевизора в зависимости от размеров экрана. Если дети смотрят телевизор днем, окна обязательно должны быть зашторены, чтобы в комнату не попадали прямые солнечные лучи и на экране не было отблесков — эти меры помогают избежать ухудшения зрения у детей. В детском саду бывают круглосуточные группы, и при просмотре телевизора в вечернее время в помещении обязательно должно быть включено искусственное освещение — хотя бы ночник или бра. И, конечно же, регламентируется время просмотра телепередач. В зависимости от возраста детям можно смотреть телевизор не более 20–30 минут.

— Здравствуйте, Татьяна Борисовна. Вам звонит Оксана. Меня интересует, какими игрушками разрешается играть детям в детском саду? И как часто их должны мыть?

—Раньше в детских садах запрещались мягкие набивные игрушки, теперь для детей старшего возраста они допускаются, но при условии, что их можно обрабатывать бактерицидной лампой. Если такой возможности нет, то пользоваться мягкими игрушками можно только в качестве дидактического материала — то есть в руки ребенку не давать. Что касается обработки, мытье игрушек два раза в день предусматривается в группах для детей до полутора лет. Для детей старше их достаточно мыть один раз в конце дня.
 
— А много ли у нас детских садов, в которых есть бактерицидная лампа?

— Как правило, бактерицидная лампа есть в каждом дошкольном учреждении. Она может быть и стационарно оборудованной, и переносной.

На школьника должно приходиться 2–2,4 кв. м площади класса


— Здравствуйте, Татьяна Борисовна. Меня зовут Виктория. Интересно, сколько детей должно быть в группе детского сада?
— В действующей редакции Санитарного регламента санитарной нормы по наполняемости групп нет, но этот показатель нормируется Законом Украины «О дошкольном образовании». В законе предусматривается, что в ясельных и смешанных группах должно быть не более 15 малышей, максимальная наполняемость дошкольных групп — 20 детей.

— Мне кажется, что в детских садах этот закон не очень-то выполняется.

—В Харькове и других городах областного значения, как правило, наполняемость групп практически во всех дошкольных учреждениях превышает нормативы: детей становится больше, и детсадов не хватает. Но ведется работа по решению этой проблемы: в области каждый год открываются дополнительные группы и детские сады.

— А сколько учеников должно быть в школьном классе?

— В классе должно быть не больше 30 учащихся, но этот показатель может варьироваться в зависимости от размера помещения: в санитарных правилах предусматривается норма площади на одного ученика — минимум 2–2,4 кв. м. В типовой школе норма, как правило, соблюдается, а вот в школах сельской местности количество школьников в классе может быть меньше 30 человек. Превышение наполняемости классов наблюдается не только в Харькове, но в и городах областного подчинения.

— А что вы делаете, если в классах больше детей, чем положено?
—Если мы регистрируем нарушение, даем администрации учебного заведения предложения по его устранению. Если их не выполняют, руководство привлекают к админответственности.

Детей не должны кормить низкосортным мясом


— Добрый день, Татьяна Борисовна. Меня зовут Варвара. Расскажите, какими продуктами запрещено кормить детей в детсадах и школах.

— Существует перечень продуктов, которые нельзя использовать в учебных учреждениях с целью профилактики пищевых отравлений и заболеваний желудочно-кишечного тракта. Руководители детских садов и школ ни в коем случае не должны принимать продукты, которые не сопровождаются документами, содержащими информацию о рисках в отношении этого продукта, о производителе, об условиях и сроках хранения. В детских учреждениях категорически запрещаются кондитерские изделия с кремом, мороженое, яйца и мясо водоплавающей птицы, студни, зельцы, фаршмак, грибы, молоко-самоквас, сметана и фляжное молоко, сыр мягкий без термической обработки, сладкие газированные напитки, нарезные салаты с майонезом, уксусом, сметаной. Не допускаются продукты, изготовленные с добавлением искусственных красителей и подсластителей. Кроме того, категорически не разрешается консервация непромышленного производства. Если в учреждении есть условия для засолки овощей, они могут это сделать, но при обязательном согласовании с территориальным управлением Госпродпотребслужбы. При этом овощные заготовки не должны содержать уксус, их ни в коем случае нельзя хранить в герметически закупоренном виде. Мясные и рыбные консервы промышленного производства в питании детей допускаются, но только после предварительной термической обработки. Не разрешаются субпродукты (за исключением языка и печени), низкосортные мясные изделия.

— То есть сосиски и сардельки давать детям нельзя?

—В детских учреждениях колбасные изделия допускаются, но не ниже I сорта.

За отравление детей можно угодить за решетку


— Добрый день, Татьяна Борисовна. Вам звонит Алексей Никитович. Меня интересует, какие нарушения чаще всего допускают в детских учреждениях?

— Чаще всего это нарушения санитарно-гигиенического режима: неправильное хранение и использование инвентаря на пищеблоке, несвоевременная уборка помещений, нарушение графика стирки белья, правил мытья посуды, несвоевременное прохождение медосмотров и другие.

— А какая патологическая микрофлора обнаруживается в детской еде?

— Микрофлора может быть патогенной и условно патогенной, которая при определенных условиях приобретает свойства патогенной и может вызвать инфекционное заболевание. По каждому продукту есть нормируемые показатели содержания микроорганизмов. Но патогенной микрофлоры в готовых блюдах в любом случае быть не должно.

— И как часто она все-таки выявляется, и какую ответственность несут за это в детских садах и школах?

—В прошлые годы выявление бактериальных загрязнений в готовых блюдах составляло 2–3%. В каждом учебном учреждении обязательно есть лицо, которое отвечает за организацию питания детей. Если результаты лабораторных исследований подтверждают нарушение технологии приготовления пищи, виновный несет административную ответственность. Если это привело к массовым отравлениям и заболеваниям, соответствующие материалы передаются в следственные органы. По результатам расследований виновный может понести уголовную ответственность.

Во время перемены дети не должны находиться в классе


— Здравствуйте, Татьяна Борисовна. Вам звонит Татьяна. Сын пойдет во второй класс. В 1-м классе в течение всего учебного года в любой сезон детей на переменках вообще не выводили из класса. Учитель боялся, что они травмируются. Должны ли дети находиться в кабинете во время перерывов?

— Во время перемены в классе не должен оставаться ни один ребенок, поскольку в это время должно быть организовано сквозное проветривание. Что касается прогулки на улице, длительность маленькой перемены — 10 минут, и этого времени может быть недостаточно, но выводить детей хотя бы в коридор нужно обязательно. Кроме того, есть и большие перемены — 20–30 минут, во время которых прогулки детей желательны.

— Добрый день, Татьяна Борисовна. Меня зовут Наталья. Вопрос у меня вот какой. Родители за свой счет финансируют покупку чистящих и моющих средств для школы. Есть ли санитарные ограничения по ним? Какие моющие средства можно использовать в детских учреждениях?

— В современных санитарных требованиях четкого перечня моющих и дезинфицирующих средств, которые могут использоваться в детских учреждениях, не существует. Может быть использовано любое дезинфицирующее средство, но при условии обязательного наличия свидетельства о регистрации и регламент его использования, в котором, в частности, должно быть указано, для каких целей и в каких концентрациях можно использовать. Что касается моющих средств, обязательно должна быть информация производителя или поставщика об имеющихся рисках или об их отсутствии. Если эта информация есть и она приемлема для детского учреждения, это средство можно использовать.

— А есть санитарные нормы, например, по цвету обоев в классе?

— Отделка помещений должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Рекомендуются пастельные зеленые, желтые, бежевые тона. Стены должны быть матовыми, отделочные материалы в учебном помещении должны быть приспособленными для влажной уборки. Поэтому, если для отделки стен выбраны обои, они должны быть только моющимися.

Личное дело
Татьяна Борисовна Ефимова родилась 25 июля 1975 года в Харькове. Училась в школе № 24, по окончании год работала санитаркой в Институте общей и неотложной хирургии. В 1999 году окончила Харьковский медуниверситет по специальности «лечебное дело», через год — интернатуру в Харьковской облСЭС и приступила к обязанностям врача отделения гигиены детей и подростков Харьковской облСЭС. В 2003 г. — и. о. завотделением гигиены детей и подростков Харьковской облСЭС, а с 2004-го и до конца 2012-го работала заведующей этим отделением. После реорганизации СЭС с 2013 года — главный специалист, с ноября 2015 года — начальник отдела санитарного надзора ГУ Госсанэпидслужбы в Харьковской области, с мая 2016-го по сегодняшний день — главный специалист отдела безопасности среды жизнедеятельности Управления госнадзора за соблюдением санитарного законодательства ГУ Госпродпотребслужбы в Харьковской области. Замужем, сыну 17 лет. Хобби — вязание.