Перед дверью в Болонью

Перед дверью в Болонью

Как повысить уровень высшего образования? Что такое Болонский процесс? Что мы о нем знаем и кому он нужен? Именно эти вопросы обсуждались за «круглым столом» «Украина на интеграционном пути. Как повысить качество образования?», прошедшем недавно в Доме ученых.

День рождения Болонского процесса — 19 июля 1999 года. Место рождения — разумеется, итальянский город Болонья. Собрались тогда европейские министры образования и решили: коль все в Европе общее, чего ж образованию отставать? Основная идея Болонской декларации — свободное перемещение студентов по европейским вузам. Захотел, например, французский студент послушать лекции об искусстве Италии эпохи Возрождения — пожалуйста, будьте любезны в Италию.
Украина к Болонскому процессу присоединилась год назад. И ей пока не до свободного перемещения. Нам бы проблемы отечественного образования решить, которых сегодня, мягко скажем, немало. Это и отсутствие финансирования, и слабая техническая база, и качество дипломов, которые на Западе не котируются. Главная же проблема — отсутствие хоть какой-нибудь государственной стратегии развития системы образования. Конечно же, где-то на бумаге она обязательно существует, только вот толку от этого мало. Болонский же процесс предлагает свою модель развития: «Сегодня украинская система образования нуждается в серьезном реформировании, — комментирует Тарас Михальнюк, научный сотрудник фонда Фридриха Эберта. — То, что мы присоединились к Болонскому процессу, говорит о том, что мы признаем: есть определенная модель, которой мы хотим следовать. И эта модель — европейская. К тому же, если есть модель, значит, мы можем контролировать, что в этой сфере делаем правильно и где совершаем ошибки».
Включение украинских вузов в Болонский процесс сулит нашему студенту диплом европейского образца и качества. Теперь, по окончании пятого курса, он будет гордо именоваться магистром. Однако возникает вопрос, многие ли наши студенты смогут так уж «свободно» перемещаться по Европе и вернутся ли в Украину те, кто туда все-таки «переместится»? «Будет ли востребован у нас в Украине студент, который продолжит образование в каком-нибудь европейском вузе? — комментирует академик Украинской технологической академии Олиф Заволока. — Например, если это студент-медик, специализация которого ожоги, а в Харькове нет ожогового центра. Где он будет работать? Вот и получается, что талантливый студент, получивший хорошее образование, останется в европейской стране». К тому же в европейских вузах примерно одинаковые программы обучения, до которых Украине еще расти и расти. По мнению Олифа Заволоки, прежде чем сломя голову интегрироваться в образованную Европу, нужно у себя создать достойную техническую базу для того, чтобы обеспечить студенту материальное и моральное основания для работы в Украине.
Кто же будет пожинать плоды Болонского процесса? Если студенчество, то оно, собственно говоря, не в большом восторге от способа, которым его интегрируют в Европу. Болонский процесс — вещь, конечно же, хорошая, и повышать качество образования нужно. Другой вопрос — как? Студент ХНЭУ Андрей считает, что, прежде чем присоединяться к Болонскому процессу, нужно было провести социологический опрос студентов, чтобы выяснить, каким именно они хотят видеть этот процесс в Украине. И уж коль делается это все прежде всего для студентов, то и инициатива должна исходить тоже «снизу».
По мнению Константина, студента ХПИ, у нас опять начали не с того конца — все формальности сегодня соблюдены, а качество образования каким было, таким и осталось: «Нужно начинать с качества образования. Дать автономию вузам, чтобы они составляли конкуренцию между собой внутри страны, а вот уже потом исходя из этой конкуренции начинали конкурировать на европейском рынке. Тогда это было бы нормальным внедрением Болонского процесса.
У нас же сейчас создается поле конкуренции, к которому украинские вузы совершенно не готовы».
Информационная сторона дела тоже страдает — большинство студентов до сих пор смутно представляют себе, что такое Болонский процесс и зачем он нужен. Елена, студентка того же ХПИ, считает, что в этом случае лучшая форма донесения информации: «студент — студенту», а также проведение форумов, на которых бы присутствовали преподаватели, и именно они человеческим языком и объяснили бы, что же такое Болонский процесс. Вот и получается, что одной ногой мы уже в Болонском процессе, а ни информационной, ни технической базы у нас нет. Разумеется, никто всерьез не говорит о том, что сегодня нашу систему образования нужно оставить в первозданном виде, и, конечно же, Болонский процесс дает преимущества нынешним студентам, начиная от дипломов европейского образца и заканчивая возможностью поучиться за границей. Однако делать это все нужно с умом, а главное — вовремя, чтобы не повторять «хотели как лучше, а получилось как всегда».