В шести харьковских мастерских сообща трудятся 60 художников из Галичины и Слобожанщины.

Корреспондент «Вечернего Харькова» побывала в трех творческих резиденциях, чтобы узнать, над чем работают креативщики из разных уголков страны и как находят общий язык.

— Творческие резиденции работают две недели в рамках большого проекта, — рассказывает куратор творческих резиденций «ГалицияКульт» Ирина Магдыш. — Харьковские и галицкие представители искусства из очень разных сфер вместе работают над общими проектами. Первый такой проект состоялся в Киеве, потом повторился во Львове. И тогда мы задумались: много ли знают друг о друге другие регионы? Возможно, есть смысл по диагонали пройтись по Украине, ознакомиться с культурой регионов, которые и географически, и ментально отдалены друг от друга?

Так, по словам Ирины Магдыш, родилась идея форума в Харькове, где сейчас работают шесть резиденций. Молодые режиссеры снимают в Харькове документальное кино об урбанистических проблемах. Двое мультипликаторов из Галичины работают с детьми в областной детской библиотеке — создают анимационную ленту о фантастической стране. Архитектурная резиденция работает в пространстве дома «Слово». В очень интимной резиденции графики проходят мастер-классы известного во всем мире харьковского художника Павла Макова. В ЕрмиловЦентре работают художники очень разных направлений, а на «Турбоатоме» команда муралистов расписывает стены фасада строений завода.
Для участия в проекте был объявлен конкурс, участников отбирали по разным критериям, говорит Ирина Магдыш. Например, для киношников был важен опыт в съемках документального кино, для архитекторов — мотивация работы именно с этим объектом. Для многих участников было важно поработать с маститыми специалистами: для архитекторов — с Олегом Дроздовым, для графиков — с Павлом Маковым. Для всех участников из Галичины мотивом было знакомство с Харьковом и харьковчанами.

Дом «Слово» станет виртуальным


В архитектурной резиденции работают шестеро молодых архитекторов из Харькова и Львова. Их объект — дом «Слово» на улице Культуры, 9. Задача архитекторов — оживить пространство вокруг одного из знаковых зданий Харькова, символа «расстрелянного Возрождения». Для большинства участников из Галичины история дома «Слово» стала большим открытием.

— Одно дело — прочитать в «Википедии», другое — увидеть собственными глазами, — считает Ирина Магдыш. — Мало того, в первые несколько дней для архитекторов проводилась начитка очень разных и интересных лекций, в том числе и Любы Якимчук, которая сейчас снимает документальный фильм о Доме «Слово». Она рассказывала о жильцах дома сокровенные вещи: как общались, ссорились, любили. Это наполнило его жизнью. В школе детям рассказывают о писателях как о бронзовых памятниках, а это были живые люди — из плоти и крови. Суть проекта — не в том, чтобы тянуть в историю, напоминая исключительно о жертвах, а в том, чтобы подумать, как нам жить дальше, помня об истории, но и не оглядываясь только назад.

Одно из непременных условий проекта — сотрудничество с жильцами дома.

— Несколько жильцов дома очень заинтересованы в нашей работе, — делится львовянка Ярина Деменюк. — Нас приглашали в гости, угощали пирожками. Но проблема проекта в том, чтобы не вмешиваться в частную жизнь и не тревожить людей, но при этом создать публичное пространство. Поэтому мы решили перевести наш проект в веб-формат.

— На данном этапе это будет интернет-проект, в котором мы свяжем прошлое и настоящее, — продолжает харьковский архитектор Юлия Диденко. — Планируем создать сайт, где можно будет ознакомиться с историей и архитектурой дома «Слово», информацией об эпохе и писателях. Кроме того, мы уже создали серию ссылок на сайт, которые планируем растиражировать не только в Харькове, но и во Львове.

Не исключено, что архитекторам удастся воплотить и другие идеи.

— Поначалу мы хотели установить на доме общую табличку живших в этом доме с фамилиями писателей и поэтов, но я поняла, что она нечитабельна. Тогда возникла идея установить возле каждого подъезда таблички с указанием квартир и знаменитых творцов, которые здесь жили, — делится львовянка Марта Высоцкая.

Несмотря на то что архитекторы познакомились совсем недавно, они уже успели подружиться.

— У нас сразу получилась очень слаженная команда, — говорит львовянка Марта Высоцкая. — Невзирая на то что харьковские архитекторы говорят на русском языке, мы их понимаем. Харьков мне очень нравится, я планирую приехать сюда еще не раз.

Художников объединила тема капсулы


В ЕрмиловЦентре разместилась резиденция художников «Круг общения». Здесь львовские художники сотрудничают с известными харьковскими коллегами Артемом Волокитиным, Татьяной Малиновской, Виталием Коханом, Константином Зоркиным, Алексеем Яловегой. Работа в ЕрмиловЦентре кипит: художники рисуют, грохочут столярными инструментами, мастерят арт-объекты на всей территории двухъярусного пространства.

— Идея этой резиденции появилась у нас в прошлом году, когда Роман Минин полтора месяца работал в пространстве нашего центра, создавая очень хорошую выставку «Трансформатка», — рассказывает директор ЕрмиловЦентра Наталия Иванова. — Мы решили повторить эту историю и пригласили для участия уже нескольких художников — харьковчан и львовян. Нам понравилась идея общения художников друг с другом и создания работ непосредственно в нашем центре, причем буквально с нуля. До участия в проекте практически все художники были незнакомы друг с другом. Нам кажется, что именно в общении должна родиться общая идея, которую они и отобразят. Художники выработали такой общий структурный элемент экспозиции, как капсула. Каждый человек рождается в собственной капсуле, которая может раскрыться или не раскрыться для общения.

Валерий Губенин из Львова создает из пенопласта, текстиля и акрила гигантский глаз, неподалеку на тумбе красуется настоящий кирзовый сапог, а на полу лежат еще три десятка готовых кругляшей с черными зрачками.

— Мы приехали в Харьков пообщаться с коллегами, нашли слово, которое нас объединило — капсула, и теперь каждый решает эту тему по-своему, — улыбается Валерий Губенин из Львова. — Тему «Капсула» можно было решить на плоскости — с помощью графики или живописи, а можно задействовать пространство. Я, например, делаю сапог, который придавливает  глаз. Эта закрытая капсула находится в неволе, и кому-то это нужно. Кроме того, десятки свободных глаз будут размещены на стене как капсула времени. Эти объекты будут интерактивными. В зрачки я вложу фотографии мест Харькова, которые мне понравились. Харьковские художники, побывавшие во Львове, могут менять фото и вкладывать снимки моего города, а гости выставки могут вкладывать в зрачки записочки — передать мне привет или написать, понравилась ли им моя работа. Харьковская область — одна капсула, мы — другая капсула. И мы собрались здесь, чтобы сделать Украину одной страной, в которой развивались бы отдельные капсулки — активные и живые.

Художники — отдельная нация


Рядом с львовянином творит харьковчанин Константин Зоркин. На рабочем столе художника — высоченная обнаженная фигура из фанеры и деревянных планок, на стене — гардероб с намеком на национальную одежду: сапоги, жилет, шляпа, рубаха и штаны тоже из дерева. Будущая работа называется «Дресс-контроль».

— Работа создана по аналогии с детским журналом «Одень куклу»: бумажная кукла и одежда с бумажными загибами. Я долго думал, как сделать силуэт, чтобы на него можно было мысленно надевать одежду, в итоге придумал сделать силуэт и одежду с металлическими загибами, — говорит Константин Зоркин. — Если хватит времени, не исключено, что удастся вышить на рубахе орнамент скобками для степлера.

Во время работы над проектом художники тесно общаются, и ни малейшей разницы между ними не заметно.

— У меня возникла формула: художники — это отдельная нация, которая распространилась по всему миру. Когда мы говорили с ребятами о капсуле, мы решили, что на самом деле никакой капсулы нет. Просто кому-то очень выгодно делать вид, что между нами есть какая-то граница, — говорит Константин Зоркин.

Заводская концепция оказалась болезненной


Резиденция «Турбоарт» на заводе «Турбоатом» собрала сборную команду муралистов из Харькова, Запорожья, Львова, Ивано-Франковска и Ровно. «Турбоатом» стал непростым для художников объектом: творцам нужно было удовлетворить интересы дирекции завода, не наступить на горло собственной песне, соединить в одном произведении видение нескольких не знакомых раньше между собой художников. Творцам так или иначе пришлось подчиниться заводской теме, хотя не обошлось без креатива. На стенах — гидротурбина как образ воды, колесо ротора как символ солнца, история станков, путешествие турбин.

— Процесс создания эскизов был непростым, — делится куратор резиденции мурала, преподаватель Харьковской государственной академии дизайна и искусств Дарья Хрисанфова. — Сначала художники увидели завод, и он произвел на них сильное впечатление: до сих пор они не видели таких крупных заводов, поэтому после первой экскурсии в цех они были в приятном шоке. Ребята из Галичины даже и не представляли, что из механики можно сделать очень необычные вещи.

Однако индустриальная задача оказалась в некотором роде болезненной, и двое художников — харьковский и донецкий — уже начав работу, отказались ее завершать. По словам Дарьи Хрисанфовой, не вписались в единую концепцию.

— Росписи на здании должны иметь общую структуру. Эти стены будут жить собственной жизнью, но должны быть объединены общей идеей. Современный мурал должен идти вместе с архитектурой и в нее вливаться, здесь речь шла о связи с заводской архитектурной средой и Московским проспектом, с которого должны читаться работы на трех зданиях. Поэтому требовался цельный образ. Мы заранее это оговаривали, вместе обсуждали, но у кого-то получилось, у кого-то нет. Я согласна — заданная тематика сложная, но в то же время интересная, — считает Дарья Хрисанфова.

Художники мечтают оставить след в городском пространстве


На одной из стен заводского здания на подъемном кране трудятся 24-летние братья-близнецы из Ивано-Франковска. Ребята оформляют стену с выпуклыми вертикальными бетонными ребрами. В центре рисунка — станок.

— Мы путешествуем по разным городам, работали практически во всех городах Западной Украины, а также в Польше, Словакии, Венгрии,— представляется Виталий Грех. — Эскиз работы — наш, но его утверждала администрация завода. Что касается особенностей стены, конечно, расписывать поверхности с неровностями сложнее, но подстраиваться под среду всегда интересно. К тому же мы специально используем архитектурные особенности стены, и в некоторых местах изображение будет изломанным.

— Мы надеемся, что нам удастся сделать работу не только на «Турбоатоме», но и на улицах города, — говорит Сергей Грех. — Рисовать на «Турбоатоме» — интересно, с проспекта работу будет видно, но близкого доступа людей к ней нет, а нам хотелось бы, чтобы нашей целевой аудиторией стал каждый житель Харькова, а не только работники завода.

Другую стену оформляют ребята из Львова.

— Я работал в Польше, Словении и, конечно, в Украине, — делится 22-летний Василь Савченко из Львова. — Экскурсия по заводу стала для меня открытием — чрезвычайно интересный организм. Весь процесс производства турбин — это фантастическая вещь. Какой будет работа, пока не знаю. Одно дело — эскиз, а другое — выполнение. В процессе работы изображение меняется. Но в любом случае получится классная вещь.

«Несмотря на разную историю, мы все в одной колее»


— После недели работы у художников из разных регионов Украины не возникло никаких разногласий — все отлично понимают друг друга, — уверяет Ирина Магдыш. — Мы мыслим разными историческими категориями, потому что у нас разная история. Но мы все равно в одной колее, у нас общее будущее.

Большинство резиденций завершат работу 23 августа. Харьковские и львовские художники в рекордные сроки — меньше чем за две недели напряженного труда — создадут свои арт-объекты и подготовят подарок харьковчанам ко Дню города. Постараются успеть завершить часть работ к 23 августа и художники на «Турбоатоме» (к сожалению, настенному творчеству мешает дождливая погода). Остальные проекты станут частью программы одного из самых масштабных украинских культурных форумов «ГалицияКульт». Харьков будет принимать форум 5–18 октября.