19 августа состоялось торжественное открытие 30-й станции харьковского метрополитена. На открытие прилетел президент Украины Петр Порошенко.

Между тем поезда до станции пока не ходят – нет вердикта Кабинета министров Украины.

Пока участники мероприятия – те, кто строил «Победу», работники подземки, областные и городские чиновники, журналисты – собирались около входа на станцию, на проспекте Победы продолжали сновать грейдеры и катки, завершая работы по благоустройству прилегающей территории. В 13.10 в подземку спустился глава государства.

– Я был здесь чуть менее трех лет назад. Здесь было много строителей и была твердая надежда, что станция будет открыта. Ее строили с 1992 года, но 60% средств были инвестированы за 22 года и 40% – за последние два. И 300-тысячный микрорайон сможет теперь пользоваться, возможно, самым лучшим в мире метро. На технические моменты потребуется несколько дней, а потом харьковчане и гости города смогут пользоваться этой станцией, – отметил Петр Порошенко.

Президент заверил, что строительство метрополитена в Харькове будет продолжено:

– Будем двигаться в сторону станции «Одесской» и не только.

Петр Порошенко вручил символический ключ от новой станции ее начальнику Людмиле Даниленко, а также государственные награды группе рабочих и инженеров, отличившихся при строительстве «Победы».

О том, когда же будет открыта новая станция для пассажиров, журналистам рассказал городской голова Геннадий Кернес.

– Чтобы станция смогла принять пассажиров, необходимо получить сертификат от Кабинета министров Украины. Рассмотрение этого вопроса в правительстве намечено на 23 августа. Если он будет решен положительно, мы затягивать тоже не будем – решение исполкома о передаче станции с баланса метростроя на баланс КП «Харьковский метрополитен» будет принято оперативно.  

По словам мэра, строительство станции «Победа» вылилось в сумму 608 млн грн. Из них 555 млн грн. – это стоимость сооружения непосредственно станции и тоннелей от «Алексеевской» до «Победы», еще  53 млн грн. – затраты на благоустройство прилегающей территории, прокладку инженерных и транспортных коммуникаций.
 
Для начальника станции «Победа» Людмилы Даниленко это уже не первая станция подземки, где ей доверили возглавить трудовой коллектив. В свое время она открывала станции «23 Августа» и «Алексеевская».




Видео из архива оператора ТРК «Р1» Валерия Кручины

– Впечатление от нового места работы хорошее, – поделилась с «Вечерний Харьковом» Людмила Даниленко. – Новая станция — необычная по сравнению с другими. В подчинении около 50 человек, это немало, но все будет нормально.

Одна из особенностей новой станции – здесь созданы все условия для людей с ограниченными возможностями. 

– Это первая в Харькове абсолютно доступная, с точки зрения архитектуры, станция для людей с проблемами передвижения: беспрепятственный вход, широкие дверные проемы, отсутствие порогов, четыре подъемных платформы, которые дают возможность спуститься на перрон. Таким образом, люди, передвигающиеся на колясках, смогут пользоваться услугами метрополитена, – отметила вице-президент Харьковской городской общественной организации инвалидов «Креавита» Елена Шингарева.

Впереди — продление Алексеевской линии в противоположном направлении: от станции «Метростроителей» до «Одесской» с промежуточной станцией «Державинская», а также строительство за «Победой» электродепо для обслуживания подвижного состава.

– Самостоятельное электродепо крайне необходимо, потому что после того как Алексеевская линия дойдет до станции «Одесская», ее протяжённость составит более 20 километров. Чтобы обеспечить полноценную работу данной линии метро, необходимо приобрести 200 новых вагонов. Совместное финансирование проекта, включая приобретение 100 вагонов,  будет осуществляться за счет городского бюджета и средств европейских коммерческих банков. А на строительство двух станций и электродепо по техническим нормам необходимо четыре года. Европейские банки уже подтвердили эти условия, – сообщила начальник КП «Харьковская дирекция строительства метрополитена» Наталья Линник.

Также она разъяснила, какие дома будут снесены при строительстве метро.

– В районе станции «Державинская» – при выходе с улицы Державинской на проспект Гагарина – предстоит снести 19 частных домов. Люди уведомлены о том, что данная перспектива развития существует еще с 1988 года. Это «долгоиграющий» проект, неоднократно проходивший процедуру государственной экспертизы. Часть людей была отселена еще в период с 1988 по 1992 год, осталось 19 домовладений. В то же время у нас есть территория, свободная от застройки, в районе улицы Одесской, где планируется стартовый котлован. Как только международные банки проведут торги и определятся с исполнителем, будет заключен договор генподряда и начнутся строительные работы по организации стартовой площадки для горно-проходческого комплекса в сторону станции «Державинская», – отметила Наталья Линник.

Органный зал филармонии тоже открыт условно
В пятницу президент Украины также посетил другой харьковский долгострой – новый органный зал, работы на котором велись около десяти лет. Однако и этот объект, несмотря на приуроченный визит президента, пока не закончен, в нем нет главного – органа. По словам главного дирижера филармонии Юрия Янко, немецкий инструмент харьковчане смогут услышать лишь в ноябре, когда закончится его настройка.

Юрий Янко уверен, что новый органный зал – уникальный.

– Я дирижировал на стойке, которая специально заглушена, чтобы не резонировать и не нарушать акустику зала. Здесь специальное покрытие стен. Орган очень большой – 5,7 тыс. труб, сделан специально для этого зала, с расширенными возможностями для исполнения романтической музыки. Это позволяет играть  практически все. Благодаря отражающим конструкциям в любой части зала слышно одинаково, – отметил дирижер.

В Харьковской филармонии ожидают, что в новом зале будут выступать лучшие органисты мира.

Между тем органный зал – лишь часть будущей новой филармонии, следующий этап – большой зал. Глава государства пообещал, что он будет достроен к 2019 году.