Семинар-совещание по вопросу развития сотрудничества предприятий сельхозмашиностроения Украины с национальной акционерной компании «Украгролизинг» прошел 6 июня на базе ОАО «Харьковский тракторный завод».

Как известно, стимулируя закупки аграриями отечественной сельхозтехники путем передачи ее на условиях финансового лизинга, государство стремится решить сразу две проблемы — крестьян и производителей. Первые удовлетворяют острую необходимость в обновлении машинно-тракторного парка, вторые получают рынки сбыта своей продукции и импульс к дальнейшему развитию. Залогом успеха тех и других является взаимная координация деятельности. С этой целью и собрались на базе ОАО «ХТЗ» руководители заводов-изготовителей сельхозтехники — тракторов, комбайнов, прицепного и навесного оборудования, а также руководители филиалов НАК «Украгролизинг». Собрались, чтобы обсудить перспективы удовлетворения потребностей украинских аграриев украинской же техникой, изучить спрос, тенденции рынка, требования и пожелания сельхозпроизводителей к этой технике — для дальнейшего увеличения объемов ее реализации. В том числе — техники производства Харьковского тракторного завода. 

Одна из главных проблем, стоящих сегодня перед ХТЗ на пути к выполнению этой задачи, — это проблема качества. По словам первого заместителя генерального директора ОАО «ХТЗ» Вадима Кравченко, представляющего российскую группу ГАЗ, качество харьковских тракторов все еще оставляет желать лучшего. Причем это касается как приобретаемых заводом узлов, так и деталей собственного производства. План мероприятий по улучшению качества собственных деталей уже разработан и внедряется, начата и работа с поставщиками. Как отметил Кравченко, по результатам проводимого в настоящее время аудита поставщиков, возможно, будет принято решение об их замене — в случае, если кто-то из них не будет способен удовлетворить возросшие требования завода к качеству продукции. 

В ходе совещания Вадим Кравченко рассказал о перспективах развития ОАО «ХТЗ» на ближайшие годы. Среди таких перспектив — расширение модельного ряда. Базовая модель трактора Т-150 образца 1984 года морально устарела, поэтому начиная с текущего года завод будет развивать новые модели. В том числе — линейка так называемых «малых» тракторов мощностью от 16 до 45 лошадиных сил на базе ХТЗ-3510. Обновления коснутся как внешнего вида, так и оборудования этих тракторов, которые будут оснащены новыми передними мостами, системами отопления и кондиционирования, а также новыми двигателями, в том числе европейского производства. Например двигателями итальянской фирмы «Lamborghini» мощностью 35 и 45 лошадиных сил. Кроме того, как сообщил В. Кравченко, в текущем году на заводе планируется сделать три опытных образца трактора мощностью 230-240 лошадиных сил. А до 2011 года — ввести в серию трактора мощностью 320, 500 и 600 лошадиных сил. Это позволит ОАО «ХТЗ» конкурировать с иностранными производителями. 

В серию гусеничных тракторов ХТЗ до 2009 года войдет трактор мощностью 220 лошадиных сил, призванный заменить сегодняшний ХТЗ-181. Кроме того, с целью снижения падения спроса на продукцию завода в летний период, ОАО «ХТЗ» начало подготовку к серийному выпуску нового дорожно-строительного трактора, промышленного бульдозера ТС-10 (на фото). Серийный выпуск установочной партии нового трактора планируется произвести до конца 2007 года. Уже в 2008 на его базе будет введен в производство трактор ТС-8, а в дальнейшем — более мощные ТС-15, ТС-20 и ТС-25. 

Вместе с освоением новых видов продукции тракторный завод увеличивает объемы ее выпуска. Так, если в 2006 году было выпущено 1420 тракторов, то в 2007 планируется довести этот показатель до 2500-2600. Стремительное увеличение темпов производства произошло весной, когда на завод пришли специалисты ГАЗа. В январе ОАО «ХТЗ» произвел 50 тракторов, а в мае производство удалось довести до 288 при плане в 336. Полностью выполнить план помешали внешние причины — неполучение двигателей на малые трактора. 

Наращивать объемы производства руководство предприятия обещает и в дальнейшем. По словам В. Кравченко, в 2008 году планируется произвести более 4500 тракторов, в 2009-м довести их производство до 6500, а в 2010-м — до 7400. 

Среди проблем сегодняшнего дня, затрудняющих реализацию тракторов ХТЗ в лизинг, на совещании было названо отсутствие сервисного и гарантийного обслуживания тракторов, которое должен обеспечивать завод. В результате произошло снижение объема продаж ХТЗ на российском рынке. В связи с этим руководством завода принято решение развивать сервисные сети на базе дилеров. По предварительным результатам аудита имеющейся дилерской сети предприятия, участвовать в гарантийном и сервисном обслуживании тракторов ХТЗ готовы все 20 компаний — украинских дилеров и 32 или 50 российских.
На внутреннем рынке возможность обеспечения гарантийного и послегарантийного обслуживания харьковских тракторов имеется во многих областях, где реализуются тракторы через компанию «Украгролизинг». Однако, по словам заместителя генерального директора ООО «Торговый дом ОАО «Харьковский тракторный завод» Сергея Карабило, в ряде областей у предприятия нет прямой связи с филиалами компании. Информация о том, где и как работают приобретенные в лизинг трактора, на заводе зачастую отсутствует — это и есть главное препятствие в обеспечении заводом гарантийного и сервисного обслуживания техники собственного производства. 

Но предприятие стремится к этому, подчеркнул заместитель директора торгового дома.
И призвал руководителей подразделений «Украгролизинга» к выработке механизмов информационного взаимодействия.