Требование народных депутатов о замещении народных депутатов Украины незаконно, - заявил заместитель Главы Секретариата Президента Украины Игорь Пукшин.

Требование народных депутатов о замещении народных депутатов Украины незаконно, поскольку 1 июня 2007 года принят Закон Украины № 1114-V «О внесении изменений в Закон Украины «О выборах народных депутатов» и некоторые другие законодательные акты Украины (относительно порядка проведения внеочередных выборов в Верховную Раду Украины и замещения народных депутатов Украины, полномочия которых были досрочно прекращены) и частью II этого Закона установлен, что упомянутый закон вступает в силу со дня его опубликования и вводится в действие одновременно с началом избирательного процесса внеочередных выборов в Верховную Раду Украины, назначенных согласно части второй статьи 82 Конституции Украины (при условии юридического подтверждения неполномочности Верховной Рады Украины), но не ранее чем через 60 дней со дня опубликования этого Закона.

«Указанная норма разделила на две части тождественные по юридическому содержанию понятия – вступление в силу и введение в действие закона», – заметил он. Вместе с тем, по словам Игоря Пукшина, «из теории права юристам известно, что действие закона во времени начинается со дня вступления его в силу».

Этот теоретический подход закреплен в Указе Президента Украины «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу» от 10.06.1997. В частности, частью 4 упомянутого Указа установлен, что нормативно-правовые акты Верховной Рады Украины и Президента Украины вступают в силу через десять дней со дня их официального обнародования, если иное не предусмотрено самими актами, но не ранее дня их опубликования в официальном печатном издании. Одновременно часть 3 этого же Указа предусматривает, что граждане, государственные органы, предприятия, учреждения, организации во время осуществления своих прав и обязанностей должны применять законы Украины, другие акты Верховной Рады Украины, акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины, опубликованные в официальных печатных изданиях или полученные в установленном порядке от органа, который их издал. Таким образом, с момента вступления в силу закон имеет обязательный характер для выполнения.

«В теории права вступление в силу нового закона означает отмену действия прежнего закона, а введение в действие закона означает обязательность его выполнения», – заметил И.Пукшин.

По его словам, поскольку вышеуказанный закон разделил понятие действия закона во времени на два понятия: «вступление в силу с момента опубликования» и «введение в действие через определенный промежуток времени», законодатель определил, что закон вступил в законную силу и действующий, но им нельзя руководствоваться в жизни. Другими словами, в нашем случае старая норма уже бездействует, а новая еще бездействует, то есть это есть по сути «спящая» норма закона.

Законом Украины №1114-V от 1 июня 2007 года «О внесении изменений в Закон Украины «О выборах народных депутатов» и некоторые другие законодательные акты Украины (относительно порядка проведения внеочередных выборов в Верховную Раду Украины и замещения народных депутатов Украины, полномочия которых были досрочно прекращены) были внесены изменения, в частности, в статью 101 «Замещение депутатов, полномочия которых были досрочно прекращены» Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины», по которым:

определен срок, на протяжении которого Центральная избирательная комиссия должна принять решение о признании избранным депутатом следующего по очередности кандидата в депутаты по избирательному списку соответствующей партии, блока, – не ранее чем на шестой день со дня получения соответствующего решения о досрочном прекращении полномочий депутата (изменения в части первой статьи 101);

в случае обжалования в суде решения о досрочном прекращении полномочий депутата Центральная избирательная комиссия принимает решение о признании избранным депутатом следующего по очередности кандидата в депутаты после обретения законной силы решения суда (изменения в части первой статьи 101);

исключена норма части третьей статьи 101 о праве партии (блока) после завершения выборов принимать решение об «обнулении» собственных избирательных списков кандидатов в народные депутаты, исключать из таких списков отдельных лиц и порядке принятия Центральной избирательной комиссией решения об исключении из избирательных списков лиц.

Закон был официально опубликован в информационном бюллетене «Президентский вестник» № 12 от 2 июня 2007 года.

Таким образом, с 2 июня Закон вступил в силу. В этих обстоятельствах есть основания утверждать, что указанными изменениями уже отменена предыдущая редакция части первой и часть третья статьи 101 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины», а значит предыдущая редакция части первой и часть третья статьи 101 Закона сейчас не могут применяться, в частности Центральной избирательной комиссией.

Вместе с тем новая редакция части первой статьи 101 еще не введена в действие, то есть еще бездействует и не может применяться на практике, ее введение в действие состоится только через 60 дней после опубликования Закона, а именно 2 августа 2007 года.

В таких обстоятельствах на протяжении 60 дней после опубликования Закона (с 2 июня по 2 августа 2007 года) отсутствует действующая норма части первой статьи 101 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины», как следствие, – отсутствует механизм принятия Центральной избирательной комиссией решения о признании народным депутатом следующего по очередности в списке кандидата в народные депутаты.

«Таким образом, у Центральной избирательной комиссии отсутствуют законные основания для принятия решения о замене таких народных депутатов, на основе старой нормы Закона Украины «О выборах народных депутатов», которая уже бездействует. Не может Центральная избирательная комиссия принять соответствующее решение и на основании новой нормы Закона Украины «О выборах народных депутатов», поскольку такая норма еще бездействует», – заявил Игорь Пукшин.