Прикрываясь красивыми лозунгами о реформах и общественном благе, Минюст Украины действительно совершил тектонический сдвиг в сфере регистрации недвижимости, разрушив существовавшую систему, что называется, «до основания, а затем»…

А что затем? Оказалось, что новые правила, как минимум, не сужают поле для злоупотреблений и рейдерства, а то и создают новые возможности для «относительно честного отъема» недвижимого имущества у населения.



Первым и главным шагом на пути к «светлому будущему» стал отказ Министерства юстиции от своих функций в сфере регистрации недвижимости в пользу районных госадминистраций, городских и местных советов, нотариусов и аккредитованных субъектов. Благодаря этому, по подсчетам реформаторов, количество точек, где можно закрепить свои законные вещные права, увеличилось в пять раз. Если до этих метаморфоз регистрацией занимались 529 территориальных органов Минюста, то сегодня на этом поприще трудятся более 900 органов местного самоуправления, около 70 аккредитованных субъектов и более 6 тысяч нотариусов. Кроме того, теперь зарегистрировать недвижимость можно в любом населенном пункте, вне зависимости от того, где она находится физически.

Казалось бы, улучшения налицо. В самом деле, разрушена монополия на регистрацию недвижимости, нет необходимости ехать в другую область, чтобы оформить документы на дом, исчезли очереди, растет конкуренция между субъектами, предоставляющими данную услугу, а с ней – и качество последней. Однако, как гласит известная украинская поговорка, «не так сталося, як гадалося». Признавая наличие ряда положительных изменений, нельзя не обратить внимания на факторы риска, перед которыми меркнет любой позитив. А именно: пятикратное увеличение органов и лиц, имеющих право на регистрацию недвижимости, и принцип экстерриториальности делают систему практически неуправляемой и плохо контролируемой. И самое страшное, что обернутся все ее недостатки против обыкновенных украинцев, защитой прав которых якобы и были озабочены «реформаторы». То есть при желании, любой мошенник, желающий обзавестись лишним домом или квартирой, вполне может найти жадного до денег чиновника или нотариуса, тем более что в своих поисках он больше не ограничен пределами области.

Более того, после проведения реформы Минюст отказался от выдачи бумажных документов, подтверждающих права владельца недвижимости, на специальных бланках с печатью и подписью. Таким образом, подтвердить права хозяина квартиры может либо электронный реестр, либо распечатка из него, не заверенная никем и ничем – то есть обыкновенная бумажка, которая стоит не больше, чем пару граммов краски, которая истрачена на печать текста на ней. Нужно ли говорить, что и то, и другое гарантирует соблюдение этих прав и сохранение собственности, которое обещано в Конституции Украины, как говорится, «чуть менее, чем никак»?

Впрочем, заместитель главы Минюста Павел Мороз, продвигающий данную реформу, конечно же, считает иначе. «Ее (базу данных – ред.) курирует государственное предприятие Национальные информационные системы. У базы данных многоуровневая защита. Эксперты утверждают, что взломать систему невозможно», - говорит он. Однако надо отдавать себе отчет, что во всем мире известны сотни, если не тысячи, случаев, когда хакеры взламывали и более защищенные ресурсы в гораздо более «продвинутых» странах. А уж подделать обыкновенную бумажку не составляет никакого труда даже начинающему компьютерщику.
Кстати, случаи вмешательства в систему уже были зафиксированы, что подтверждает даже Павел Мороз. Сумской нотариус Наталья Волошина заявила, что Государственный реестр имущественных прав был взломан и от ее имени в него были внесены изменения. «Мы установили факты - взлома системы не было, - комментирует замминистра. - Регистрация произведена в нерабочее время при помощи ключа нотариуса. Диск на ее компьютере отформатирован, поэтому выяснить, что произошло, невозможно».

То есть в данном случае «суперспециалистам» по защите информации не удалось не только найти виновных, но и установить, каким образом они «наследили» в базе данных, чтобы в будущем не допустить подобных прецедентов. В общем, техника на грани фантастики…

Безусловно, в Минюсте заявляют о том, что в целом ситуация находится под контролем. «Налажена работа Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации в качестве органа, за которым закреплены функции контроля. Комиссия — это эффективный инструмент для отмены незаконных регистрационных действий. Комиссия рассматривает жалобу за 30 календарных дней. С начала года мы получили около 600 жалоб, удовлетворили более 90. 90 удовлетворенных жалоб — это не просто аннулированные действия, а фактически спасение от рейдерских захватов», - объясняет Павел Мороз.

Что это значит? Если перевести эти слова с чиновничьего языка на человеческий (а они, как известно, сильно отличаются), станет ясно, что жалобы на работу регистраторов продолжают поступать (причем удовлетворены они всего лишь на 15%), а рейдерские захваты даже и не думают уходить в историю. «Статистически уровень рейдерства существенно не изменился... Так, количество рейдерских захватов осталось на том же уровне в сфере недвижимости», - говорит Павел Мороз. И тут возникает вопрос: а ради чего, собственно, все это затевалось? Ведь отсутствие очередей и скорость оформления документов на недвижимость совершенно не компенсируют опасность эту самую недвижимость потерять.

С вещами на выход: должники могут остаться без жилья


ОО «Общественные инициативы разумных решений», тщательно исследовав данный вопрос, требует от Минюста немедленно отменить принцип экстерриториальности и вернуть документальное подтверждение права собственности, иначе в результате реформы могут пострадать тысячи граждан.

Председатель ОО «Общественные инициативы разумных решений»
Сергей Разумный
Официальная страница