Если на ваше письменное обращение в госучреждение, коммунальное предприятие или в местные органы власти чиновники шлют отписки — пишите жалобу омбудсмену. Бюрократов привлекут к ответственности.

Ответы чиновников, которые получает «ВХ» на информационные запросы, часто ставят в тупик. Информация предоставляется таким бюрократическим языком, что понять, о чем идет речь, крайне сложно. А когда все-таки осмыслишь изложенное – оказывается, что ответов-то на поставленные вопросы эта информация и не содержит. Либо же даются ответы на пару вопросов, при этом игнорируются остальные. Но даже в этих ответах чаще всего чиновники отделываются туманными фразами. Еще одна любимая формулировка чиновников: «вопросы, изложенные в запросе, не отвечают ч. 5 ст. 19 ЗУ «О доступе к публичной информации» и не могут быть рассмотрены в срок, определенный этим законом, поэтому будут рассмотрены в определенном законодательством порядке». По прошествии времени чиновники попросту «забывают», о чем их спрашивали. Вроде как и закон не нарушили – ответ дали, но и запрашиваемой информации не предоставили.

Отписки – так называются такие псевдо-ответы – не изобретение сегодняшнего дня. Но удивляет, что это явление по-прежнему процветает, несмотря на все политические потрясения. Если с такими сложностями сталкиваются СМИ, что уж говорить о простых гражданах, которые пытаются получить от чиновников ответы на волнующие их вопросы. 

Какую информацию имеет право замолчать чиновник, а какую раскрыть обязан и в какой срок?

Когда ответ могут отложить на месяц


Как объяснил правозащитник Юрий Чумак, предоставление информации на запросы граждан, организаций и СМИ регулирует Закон Украины «О доступе к публичной информации».

– В ответ на информационный запрос согласно этому Закону должна быть предоставлена определенная информация: документ, статистические данные, информация о том, где можно получить соответствующие документы и т. п., – рассказывает Юрий Чумак. – На такие запросы органы власти, местного самоуправления, практически все госструктуры, получающие финансирование из бюджета, обязаны предоставлять ответ в течение 5 рабочих дней. Если объем информации большой – в этот же срок дается промежуточный ответ, где сообщается, что информация будет собрана и предоставлена позже. Максимальный срок, который отводит законодатель в этом случае – 20 рабочих дней. Если же запрашиваемая информация касается аварий, катастроф и других ситуаций, связанных с возможной угрозой для жизни, безопасности и здоровья граждан – ответ на запрос должны дать в течение 48 часов.

Однако нередко бывает, что гражданин пишет запрос на информацию, но фактически просит каких-то действий – чтобы выполнили какие-то работы, посодействовали в решении каких-то вопросов и т. д.

– Тогда организация, в которую вы обратились, квалифицирует этот запрос как обращение граждан и ответ дает в течение месяца – в соответствии с Законом Украины «Об обращениях граждан». О чем заявитель, разумеется, тоже оповещается, – уточняет Юрий Чумак. 

Куда потратили бюджетные деньги?


По словам Юрия Чумака, часто чиновники, не желая делиться с общественностью той или иной информацией, ссылаются на ее закрытость.

– На самом деле засекреченной от общественности информации не так уж и много, – говорит Юрий Чумак. – Например, это могут быть данные, касающиеся обороны и территориальной безопасности. Скорее всего, они будут засекречены по закону «О государственной тайне». Также это могут быть служебные записки, внутренняя переписка, а также информация под грифом «для служебного пользования».

Между тем, «под этим соусом» чиновники нередко отказывают в предоставлении открытой информации.

– Например, решение сессии, которым кому-то выделяется земля – мол, дело касается персональных данных определенного лица, – продолжает Юрий Чумак. – Это незаконно, потому что человек защищен правом на приватность, пока занимается личной жизнью. Если же он получает землю или какие-то другие блага от властей – он уже переходит в публичную плоскость. Решение ведь принимаются на сессии, а сессия является публичной.

Обязаны предоставить чиновники даже ту информацию, часть которой засекречена.

– Эту часть документа должны просто заштриховать, а все остальное по закону обязаны предоставить, – уточняет Юрий Чумак.

Любая организация, подчеркивает правозащитник, вне зависимости от того, является она государственной, коммунальной, общественной или частной, обязана предоставлять информацию, которая касается бюджетных средств.

– Такая организация должна отчитаться, куда потратила эти деньги, – отмечает он.

Ссылку на сайт закон не приемлет


Когда ответ дан, но запрашиваемой информации в нем не содержится, это считается непредоставлением информации. Не приемлет законодатель и неправомерный отказ, а также несвоевременное или неполное предоставление информации.

– Советую при отправлении запроса указывать, чтобы ответ был дан в двух вариантах: в электронном и по почте. Так и ответ есть возможность получить оперативнее (по «электронке») и можно отследить, не хитрят ли чиновники с датами: на почтовом штампе четко видно, когда был отправлен ответ, – подсказывает правозащитник.

Также чиновник не имеет права вместо ответа предлагать посмотреть запрашиваемую информацию на официальном сайте.

– В Законе «О доступе к публичной информации» по этому поводу дается четкое указание. Тем более, что информация на сайте может быть так запрятана, что придется потратить массу времени, чтобы ее отыскать, – подчеркивает правозащитник.

Как найти управу на чиновника-бюрократа


Ответственность за нарушения права на информацию прописана в Кодексе Украины об административных правонарушениях. Так, в статье 212-3 указано, что к нарушителям применяются штраф в размере от 425 до 850 грн. (25 и 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан) в зависимости от нарушения

Контролировать соблюдение Закона «О доступе к публичной информации» должен омбудсмен (раньше этим занималась прокуратура).

– Нужно написать жалобу Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека Валерии Лутковской. Отправить его заказным письмом с уведомлением, приложив ответ соответствующей службы, который был дан с нарушением. Или указать, что ответа не было, – подсказывает Юрий Чумак. – И попросить, чтобы представители омбудсмена составили по этому факту админпротокол и передали его в суд. А также попросить содействия возобновлению нарушенного права – то есть предоставлению информации.

Куда обращаться
Секретариат Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека:
01008, Киев, ул. Институтская, 21/8.

Email: hotline@ombudsman.gov.uaSkype: Ukraine.ombudsman

Горячая линия: 044-253-75-89 и 0800-50-17-20.