Когда в Харькове появились первые фотоателье, кто был персонажем первых слобожанских фото, как фотографы создавали для портретов аристократическую обстановку?

Об этом и многом другом харьковчане могут узнать на выставке архивных фотографий, которую презентовал Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства.

Выставка носит название «Жизнь на переломе: слобожане и их мир в первой половине ХХ века». Авторы проекта задались целью с помощью раритетных снимков исследовать этнографические и культурные изюминки слобожанского села начала прошлого века. В основе экспозиции — больше двух десятков раритетных фото из частных коллекций: в основном семейные портреты жителей Харьковской, Полтавской, Сумской и Донецкой областей. Этим снимкам в среднем около ста лет, они были куплены с рук, найдены на барахолках, часть фото предоставили жители нашего региона и соседних областей.

Как жили наши предки


— Это выставка лиц, и самой большой наградой для меня стало, когда во время монтажа экспозиции одна из моих коллег, не зная о ее сути, спросила: «А кто это?», другая ей ответила: «Это наши пращуры», — рассказывает автор проекта, ведущий методист лаборатории исследований нематериального культурного наследия ОМЦКИ Светлана Коновалова. — Очень ценно, что люди находят на фото свои города и села. Уникальность фотографий заключается в том, что, с одной стороны, они являются произведением искусства, а с другой — это фактически исторические документы. При этом суть выставки гораздо шире: это рассказ о том, как жили наши предки. На заре фотографии люди никогда не попадали в кадр случайно, поэтому все эти фотографии — постановочные. Первые фотоателье в Харькове возникли в начале 50-х годов ХIХ века. Немного позднее, если говорить о нашем регионе, фотоателье открылись и в Полтаве.

Один фотоснимок стоил как сотня яиц


В те годы фото было доступно лишь обеспеченным людям, и снимки были забавой только для богатых, рассказывает Светлана Коновалова. Если судить по рекламе одного из известных в те времена харьковских фотографов, десять снимков кабинетного портрета небольшого формата стоили 10 рублей (для сравнения: в те годы на Благовещенском рынке за 1 рубль можно было купить десяток яиц). Но начиная с начала ХХ века услуги фотографов в Харькове и окрестных губерниях стали распространяться все шире и, соответственно, значительно подешевели, поэтому в кадре стали появляться другие персонажи — жители маленьких городов и сел, которые и представлены на выставке.

Были популярны аристократические декорации


— Основу экспозиции в центре культуры и искусства составляют в основном семейные портреты. Наиболее популярным жанром с начала существования фотографии стал портрет, причем особенностью фотографии был кабинет-портрет (кабинетным он назывался потому, что его можно было использовать в интерьере и ставить на стол в кабинете, на полку шкафа), — рассказывает специалист. — В конце ХIХ столетия этот жанр был настолько развит, что создались стереотипы о том, каким он должен быть.

Одним из стереотипов было использование для снимков разных фонов и декораций а-ля аристократическая гостиная, даже если человек приходил фотографироваться в очень простой одежде. Если снимки делали не в ателье, а на выезде — например, дома или даже в сельском дворе — в качестве фона стремились повесить ковер или поставить внушительный вазон. Светлана Коновалова демонстрирует забавные фото. На одном из них фотограф передвижного ателье запечатлел крестьянских девушек возле огромной скирды сена, но перед ними по центру поставлен грубо сколоченный табурет, на котором красуется богемный штрих — горшок с фикусом. На другом фото изображены три девушки, одна из них держит в руке книгу — тоже один из модных тогда аксессуаров, красноречиво свидетельствующий о начитанности.

Парни на фото были щеголями, а девушки — скромницами


На выставке немало фотографий влюбленных пар: к таким снимкам их герои относились ответственно — фотокарточки были фактическим подтверждением серьезности намерений молодых людей, готовых навеки соединить свои судьбы. При этом интересно, что парни и девушки изображены на снимках по-разному: парни, как правило, с достоинством и вальяжно закинув ногу за ногу, восседают на резных креслах и стульях, а их избранницы деликатно стоят рядом. В те годы мужская мода была разнообразнее женской, говорит специалист. На фото молодые люди одеты куда шикарнее своих барышень. На одних очень простой крестьянский гардероб — картузы, штаны, заправленные в сапоги, но другие щеголяют в модных костюмчиках и шляпах-канотье, в кожанках (примета 1920–1930-х). При этом любопытно, что девушки одеты в простую украинскую одежду, национальные юбки, вышиванки, плетеные из шерсти узорчатые пояса, дукачи и намиста, венки.

— Стереотип фото тех лет — на портрете девушка должна была быть задумчивой, романтичной. Чтобы подчеркнуть девичью красоту, косу обязательно перебрасывали на грудь, даже если она была короткой, — говорит Светлана Коновалова.

Снимки снабжались смешными подписями


Под некоторыми фото красуются надписи, которые были сделаны их владельцами с обратной стороны. Так, на одном снимке изображены женщина в крестьянском костюме (вероятно, няня) и крошечная девочка из зажиточной семьи в нарядном платьице и ботиночках. Надпись гласит: «Этотъ портретъ былъ снятъ в 1903 году. Пипуся и Р.». На другом фото — пара влюбленных: добродушный молодой человек и рядом с ним почему-то сердитая девушка. Под снимком — слова, которые были начертаны на оборотной стороне: «Зфотаграфiрувались для пам’ятi нашого кохання. 17 июля 1932 р. Люся Фйодоровна Байкова й Нiколай Євламович Нагорний».

К слову, организаторы экспозиции решились на интересный эксперимент. На каждом фото содержится QR-код, и если сканировать его с помощью смартфона, в тему каждого снимка зазвучит старинная слобожанская песня.

Выставка «Жизнь на переломе: слобожане и их мир в первой половине ХХ века» будет работать до 24 сентября.