Гость редакции ВХ – Виктор Бондаренко, мастер спорта СССР, заслуженный тренер Украины, заслуженный работник физической культуры и спорта Украины, отец и личный тренер бронзового призера Олимпиады-2016 по легкой атлетике Богдана Бондаренко.

– Здравствуйте, Виктор Васильевич. Меня зовут Николай. Скажите, какое впечатление произвела на вас Олимпиада в Рио-де-Жанейро?

– Она оставила самые яркие впечатления. Ведь Олимпийские игры – это итог четырехлетней работы спортсменов, которые стремятся показать  самые лучшие результаты. Я впервые приехал на такое мероприятие. До этого был на чемпионате мира, но там – только один вид спорта, а здесь – все. Настоящий праздник спорта, это – незабываемо! Тем более Бразилия – такая яркая страна.

– Что удалось посмотреть?

– Все посмотреть, к сожалению, не удалось, поскольку у Богдана перед  соревнованиями возниклли проблемы со здоровьем, пришлось много времени потратить на докторов и физиопроцедуры.

– Виктор Васильевич, здравствуйте. Сергей Петрович звонит. Богдан Бондаренко стал единственным из 29 харьковских спортсменов, возвратившимся из Рио домой с олимпийской медалью — бронзовой в прыжках в высоту. Насколько этот результат оправдал надежды и планы ваши и руководства Олимпийской сборной Украины?

– Да, Богдан – единственный, кто вернулся с медалью. Но были и девочки-синхронистки, и ребята-фехтовальщики, которые были всего в одном шаге от медалей. Что касается Богдана, к сожалению, его болезнь выбила нас из графика подготовки, поэтому трудно было рассчитывать на максимальный результат. В какой-то момент даже были сомнения – стоит ли вообще выступать. Хотя на тестовых упражнениях накануне Олимпиады Богдан показывал  лучшие результаты – я видел, что они растут. Олимпийский сезон он начал с результата 2 м 28 см и к Олимпиаде вышел на уровень 2,37. А победу на Играх принес результат 2,38. 

– То есть, как я понял, именно старая травма не позволила Богдану выступить лучше?

– К сожалению, травмы в спорте – это вещь перманентная, избежать их не удается. Периодически последствия от травм обостряются.

– Это Елена. Бронзовая медаль Богдана стала единственной наградой украинских легкоатлетов на Олимпиаде в Рио. И это при том, что в соревнованиях по известным причинам не участвовали российские мастера «королевы спорта». Что, на ваш взгляд, определило такой, прямо скажем, не самый удачный результат наших легкоатлетов  в Бразилии?

– Это закономерный итог. Сказать, что где-то у нас нечестно отобрали медаль, я не могу. Да, девочки в эстафете 4 х 400 метров могли завоевать медаль, если бы они в финале повторили свое время, показанное в полуфинале. Да, Дмитрий Косинский, занявший пятое место в метании копья, мог выступить лучше. Но чтобы мы потеряли медаль, я не могу сказать.

– Какие впечатления остались у вас от олимпийского турнира легкоатлетов в целом? Какие достижения стали, на ваш взгляд, знаковыми?

– Здесь в одном турнире установлены три мировых рекорда – в метании молота у женщин, в беге на 400 метров среди мужчин, а также сразу на 14 секунд улучшен рекорд в беге на 10000 метров среди женщин – и это очень значительный прогресс.  Это свидетельствует о том, что соревнования легкоатлетов прошли на очень высоком уровне. Хотя, с другой стороны, в соревнованиях по прыжкам в высоту среди женщин чемпионским результатом стали всего 1 м 97 см, а в семиборье в этой же дисциплине две спортсменки взяли высоту 1 м 98 см. Можете представить, какой высокий уровень конкуренции был среди семиборок.

– Кстати, вы ведь сами тоже многоборец?

– Да, десятиборье – это мой родной вид спорта. И я считаю, что многоборье – это тот вид легкой атлетики, с которого надо начинать всем, кто приходит в этот вид спорта, независимо от будущей специализации. Я давно уже слежу за выступлениями десятиборца Алексея Касьянова – члена сборной Украины, наблюдал и в Рио. 

– Много соревнований удалось увидеть вживую?

– Вживую мне удалось посмотреть очень мало, так как был занят восстановлением Богдана. Соревнования по легкой атлетике начинались по местному времени в 20.30 и заканчивались в 23.00. Затем мы с Богданом шли на физиопроцедуры, которые заканчивались в 3.00 ночи. Поэтому посмотреть все было сложно.

– Виктор Васильевич, здравствуйте. Это Степан Петрович. Следили ли вы за соревнованиями по другим видам спорта в Рио?

– Мне были интересны выступления гимнастов, следил за синхронистками – очень красивый вид спорта, за фехтованием, стрельбой из лука, когда выступал харьковчанин Виктор Рубан.

– Наталья Борисовна звонит. Виктор Васильевич, и накануне, и по ходу Олимпиады из Рио поступала информация о массовых недоделках в помещениях Олимпийской деревни, где жили спортсмены, о плохом качестве воды в бассейнах и на акваториях, высоком уровне криминогенности в городе. Приходилось ли Богдану и другим нашим спортсменам сталкиваться с чем-то подобным? Что вообще удивило в Олимпийской деревне и на других олимпийских объектах столицы Игр?

– Неудобства были. Так, для поездок на соревнования и обратно в Олимпийскую деревню были автобусы, но чтобы в них попасть, приходилось иногда долго стоять в очереди, а потом еще ехать 40 минут. И водители плохо ориентировались в городе даже по навигатору, так как в основном это были приезжие из других городов Бразилии. Поэтому автобусы опаздывали, иногда приходилось их ждать по часу. Олимпийская деревня – красивая, но недоделки там были. И в организации недостатков тоже хватало. Так, в огромном многоэтажном доме, где жили спортсмены, было всего по одному-два телевизора внизу, в комнатах их не было. Так что спортсменам, чтобы посмотреть соревнования, приходилось спускаться в холл. А что удивило? К сожалению, запомнилось такое: с одной стороны, Бразилия – красивая страна, а с другой – в ней очень неприглядное зрелище представляют фавеллы. Это поселения, где живут люди, которые по своему материальному положению не могут иметь нормального жилья. Это фактически халупы, в которых нет никаких коммуникаций. И полиция не может туда войти – это как бы страна в стране. Эстонские спортсмены рассказывали, что когда у них местные грабители отобрали кошелек и ушли в фавеллу, полиция на их обращение сказала: «Мы ничего не можем сделать. Если они выйдут из фавеллы, тогда мы сможем что-то предпринять, а так – нет».

– Кирилл на связи. Виктор Васильевич, а в какой атмосфере проходили соревнования Олимпиады? Насколько ощутимой для наших спортсменов была поддержка болельщиков?

– Атмосфера на Играх была самая благоприятная – все болели, все переживали. А когда выступали такие звезды, как пловец Майкл Фелпс или бегун-спринтер Усейн Болт, трибуны бассейна и большого стадиона были полностью заполнены. Это же все же праздник для всех! У наших спортсменов в основном поддержка была от других участников команды, тренеров, массажистов – тех, кто приехал в Бразилию с командой. Наших туристов, честно, я не встречал. Но в то же время мы чувствовали поддержку в соцсетях. Видел, как харьковчане выложили фотографию с подписью «С внуком болеем за Богдана!». А когда получили поздравление от губернатора – был такой прилив сил! Когда получаешь поздравление – тогда, собственно, чувствуешь, что что-то сделал.
  
– Звонит Татьяна. Какие выводы, на ваш взгляд, должна сделать Федерация легкой атлетики Украины из результатов выступлений наших спортсменов в Рио? Какие шаги необходимо предпринять, чтобы украинская «королева спорта» вернулась на ведущие позиции в Европе и мире?

– Это очень больной вопрос. Мы, к сожалению, теряем систему подготовки, которая была создана в Советском Союзе, но взамен пока не создали новую. Вследствие этого уменьшилось количество участников Олимпиады. Надо строить новую систему. Ведь когда мы общаемся на сборах с тренерами из других стран, то они нам завидуют, что у нас сохранилась система ДЮСШ, школ высшего спортивного мастерства. А у них за рубежом профессиональный тренер – это редкость. Нашему государству нужно определить, нужен ли нам спорт высших достижений или массовый спорт и в состоянии ли оно поддерживать и то, и другое, а если не в состоянии – то заниматься чем-то одним. Ведь у нас нет тренировочных баз, современных стадионов и залов. А в Эстонии, где мы были на соревнованиях, в городке на 14 тысяч жителей есть и современный стадион, и манеж, и еще один стадион. Это – первый шаг. Дальше современные технологии – в медицине, в восстановлении, в тренировочном процессе, которые используются за рубежом, а у нас этого нет. Катарец Мутаз Баршим – основной конкурент Богдана сегодня – в одном из интервью рассказал, что когда он пришел заниматься легкой атлетикой и поначалу не показывал высоких результатов, то прошел специальное обследование, показавшее, что у него есть данные и его надо тренировать.

– Виктор Васильевич, здравствуйте. Это Илья Сергеевич. За бронзовую медаль на Олимпиаде Богдан должен получить денежное вознаграждение от государства. Уже решили, как будут потрачены деньги?

– Могу сказать, что Богдан уже получил эти деньги – 55 тысяч долларов в гривневом эквиваленте. И первое, куда будут потрачены эти деньги, – на здоровье, на лечение Богдана. На лечение гайморита, коленного сустава. У нас с ним уже запланирована поездка за пределы Украины. Начнем с Эстонии, а там посмотрим – может быть, еще заедем в Германию.

– Иван Ильич на проводе. Сразу после окончания Олимпиады тогда еще глава Харьковской облгосадминистрации Игорь Райнин, заявил, что вынесет на рассмотрение депутатского корпуса вопрос о присвоении Богдану Бондаренко звания почетного жителя Харьковской области. Как Вы с Богданом восприняли эту инициативу? И есть ли у вашего спортивно-семейного тандема какие-то неотложные проблемы, для решения которых необходима поддержка областных и городских властей?

– Было очень приятно получить поздравление от губернатора – в штабе нам его озвучили, а также и представление к званию почетного жителя Харьковщины. Раньше, к предыдущим олимпиадам, такого внимания к нам не было. Что касается периода подготовки к Олимпиаде, Богдан получал финансовую поддержку. Проблем всегда хватает. В 2013 году, после победы на чемпионате мира, Богдан получил однокомнатную квартиру. Сейчас идут переговоры с городскими властями о возможности улучшения жилищных условий. Также в нашей области сложилась добрая традиция встречать олимпийских призеров ценными подарками. Мы надеемся на достойную оценку нашей работы.     

– Это Инна Сергеевна. Виктор Васильевич, а насколько удачно для Богдана складывается нынешний легкоатлетический сезон в целом — ведь кроме Олимпиады он также выступает и в «Бриллиантовой лиге», и в других международных соревнованиях?

– Сезон был подчинен Олимпиаде, и все соревнования мы рассматривали как этапы подготовки к ней. В «Бриллиантовой лиге» Богдан лидировал и лидирует сейчас, а 7 сентября («Прямая линия» записывалась 6 сентября. – ред) мы улетаем в Брюссель на финальный этап «Бриллиантовой лиги». В ней четыре спортсмена претендуют на общую победу.

– А какие новые цели ставит перед собой Богдан?

– Мы еще не окончили сезон – надо будет проанализировать его итоги. Но в перспективе смотрим на 2020 год, когда состоится Олимпиада в Токио. Остальное – это шаги к следующей Олимпиаде.

– Филипп на проводе. Мировой рекорд в прыжках в высоту – 2 метра 45 сантиметров, установленный кубинцем Хавьером Сотомайором 27 июля 1993 года, остается незыблемым вот уже 23 года. Хотя еще два-три года назад Богдан Бондаренко был очень близок к тому, чтобы стать автором нового достижения. Когда нам ждать рекордных сантиметров от нашего земляка?

– Рекордных сантиметров можно будет ждать тогда, когда Богдан будет здоров и сможет выступать на прежнем уровне. Ведь он уже делал более 20 попыток на уровне этого рекорда, и какие-то из них были лучше, какие-то хуже. Не все здесь зависит от нас. Что-то зависит и от докторов, и от организма Богдана.

– Это Ирина. Хочу, чтобы мой сын начал заниматься легкой атлетикой. Куда мне обратиться?

– Я с удовольствием приглашаю вашего сына и других мальчишек и девчонок заниматься легкой атлетикой, в том числе – прыжками в высоту. У нас в городе есть базы на стадионах «Динамо» и ХТЗ, где есть все условия. Заниматься лучше начинать лет с 12, но можно и раньше.

Личное дело
Виктор Васильевич Бондаренко родился 9 апреля 1963 года в селе Лебедевка Сахновщинского района Харьковской области. В 1981 году окончил Харьковскую областную среднюю школу-интернат спортивного профиля. В 1985 году окончил Харьковский спортивный факультет КГИФКа. С 1985 по 1987 год проходил службу в рядах СА. С 1 августа 1987 года работал тренером по легкой атлетике СДЮШОР «Спартак». С 1 сентября 1990 года переведен в Харьковское государственное высшее училище физической культуры № 1 учителем по легкой атлетике. С 2005 года работал совместителем в ШВСМ по легкой атлетике в должности тренера-преподавателя. С 1 сентября 2013 года  перешел в штат ШВСМ. Женат, имеет двух сыновей — Богдана и Романа.