Более восьми лет жительница Малой Рогани Надежда Кулешова не может приватизировать участок земли, который ей выделили сельские власти под застройку.

Помочь решить эту проблему женщина просила и губернатора и даже президента. Но, как оказалось, повлиять на сельсовет они не в силах. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь после того, как демобилизованные бойцы АТО стали претендовать на местные земельные наделы.

Прошла все инстанции


В Малую Рогань Надежда Кулешова переехала в 2005 году из Харькова.

– Младшая дочь болела раком крови (старшая дочь тоже умерла от этой болезни). Для ее лечения нужны были деньги. Я продала в городе свою квартиру и подыскала в поселке более дешевое жилье, – рассказывает она. – Дочь умерла через год. Осталась у меня только внучка.

В 2007 году Надежда Кулешова обратилась в сельсовет с просьбой о выделении участка земли под застройку.

– Малороганский сельсовет передал мне безоплатно в  частную собственность земельный участок под строительство размером 0,15 га на улице Роганской, 42 (решение 12-й сессии Малороганского сельсовета 5-го созыва от 22 марта 2007 года), – говорит она. – Такая быстрая реакция властей очень обрадовала, хотя и удивила: ведь в поселке я была новым человеком.

Однако, когда она попыталась приватизировать выделенный участок (как гласит ст. 81 ч. 1 Земельного кодекса Украины, граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании: п. (в) приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование), оказалось, что эта земля вовсе не в ведении сельсовета.
 
– Тогдашний местный землеустроитель мне сказал, что этот участок земли находится за пределами населенного пункта, поэтому нужно подождать, пока его внесут в границы поселка, – говорит Надежда Кулешова.

Она прождала восемь лет. Когда на смену прежнему землеустроителю пришел новый, а дело так и не сдвинулось с мертвой точки, женщина попросила выделить ей взамен другой участок – уже в пределах поселка.
 
– Опять последовали обещания. Тогда в 2015 году я написала письмо губернатору, – рассказывает Надежда Кулешова.

Ответ ХОГА (№ 02-32/К-185 от 11.06.2015) был малоутешительным:
«В соответствии с ч. 4 ст. 35 Закона Украины «О местных государственных администрациях», местные госадминистрации не имеют права вмешиваться в осуществление органами местного самоуправления собственных полномочий. Советуем проблему приватизации этого участка решить через суд или написать президенту».

Харьковская районная администрация, оказывается, тоже не в силах повлиять на сельсовет.

«В соответствии с полномочиями, определенными законодательством Украины, предоставление правовых оценок принятых решений органов местного самоуправления не входит в компетенцию райгосадминистрации», – говорится в официальном ответе «Вечернему Харькову» № 1231/05-4 от 01.08.2016.

Не помогло даже обращение к президенту.
– Я написала президенту, но ответа от него нет до сих пор, – разводит руками женщина.

Остается только суд, но на юристов у одинокой женщины попросту нет денег.

Могут, но не делают


– Неужели за восемь лет сельсовет не может внести этот участок в пределы поселка? – сетует Надежда Кулешова.
 
– Могут, но не делают, – считает адвокат Татьяна Еграшина. – Согласно п.п.е.п. 1 ст. 10 Земельного кодекса Украины, изменение границ села входят в полномочия сельского совета. Часть 2 статьи 173 Земельного кодекса Украины определяет, что «пределы района, села, поселка, города, района в городе устанавливаются и изменяются по проектам землеустройства... границ административно-территориальных единиц». А часть 2 статьи 174 Земельного кодекса Украины гласит, что «решение об установлении и изменении границ сел, поселков принимаются Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевским или Севастопольским городскими советами по представлению районных и соответствующих сельских, поселковых советов». Таким образом, именно сельский совет должен инициировать процедуру внесения в границы села участка, который был выделен.

В  п. 3 ст. 46 Закона Украины «О землеустройстве» говорится, что
Проект землеустройства по установлению (изменению) границ административно-территориальной единицы подлежит согласованию сельскими, поселковыми, городскими, районными советами, районными государственными администрациями, за счет территории которых планируется осуществить расширение ее границ.
 
– То есть в случае расширения границ населенного пункта за счет территории, не входящей в состав соответствующего района, или если районный совет не создан, проект согласовывается с Советом министров Автономной Республики Крым, областной государственной администрацией, – уточняет Татьяна Еграшина. – Итак, проект землеустройства по изменению границ села разрабатывается в соответствии с генеральным планом села. Основанием для разработки проекта является решение сельского совета. Решение об изменении границ села принимается областным советом, документы на рассмотрение подаются сельским советом. 

«Проект на стадии конечной разработки»


И все-таки дело сдвинулось с мертвой точки. Правда, вовсе не благодаря вмешательству властей.

– Малороганский сельсовет заключил договор с фирмой, которая готовит проект изменения границ населенного пункта сел Малая Рогань, Коропы,  Бисквитное, которые входят в Малороганский сельский совет. Проект уже на конечной стадии разработки. После его завершения мы вынесем решение на приватизацию этого земельного участка, – заверил зампредседателя Малороганского сельсовета Сергей Радионов.
 
По его словам, в  сельсовет с просьбой выделить участки обращается много людей, в том числе и воины АТО. Поэтому сельсовет наконец-то занялся вопросом расширения границ.