В Министерстве здравоохранения Украины отменили приказ МОЗ №33, который строго регламентировал бюджетное финансирование стационаров по количеству койко-мест.

Теперь больницы будут сами распоряжаться предоставленными им средствами: сокращать или расширять отделения, увольнять сотрудников и т. п.

— Формула финансирования больниц существовала еще с советских времен, — рассказывает глава правления ОО «Агентство изменений «Перспектива», член Харьковской экспертной группы по поддержке медицинской реформы, кандидат экономических наук Елена Решетняк. — При расчете количества койко-мест в стационарах исходили из количества населения в населенном пункте. Например, в 2013 году на 10 тысяч населения приходилось 87,9 койко-мест в стационарах, к 2015 году количество коек сократилось до 72,4 (для сравнения: в Европе -- 56 коек, в Евросоюзе — еще меньше). От количества коек зависела численность врачей, медсестер и другого персонала стационаров.

По словам Елены Решетняк, поскольку стационары финансировались в зависимости от заполняемости коек, в больницах пеклись о том, чтобы они были заняты, что оборачивалось другой проблемой — больных всеми правдами и неправдами укладывали в койку и старались лечить подольше.

— Нередко, когда в стационары приходили проверяющие, днем койки были заняты, а вечером пустовали: часть пациентов использовали больницы как дневные стационары. Бывало, что в больницы направляли пациентов, которым не требуется стационарная помощь, и для этого занимались приписками в диагнозах, — говорит Елена Решетняк.

— При системе финансирования койко-мест раздувались не только врачебные штаты, но и вспомогательных служб. А также продлевались курсы лечения, — добавляет член Харьковской экспертной группы поддержки медицинской реформы педиатр Андрей Пеньков. — Никто в мире не лечит пневмонию 25 дней, а гипертоников не кладут в больницу на три недели. В итоге деньги, которые предоставлялись здравоохранению, расходовались неэффективно. 

— Главная задача медицины — быстрее и эффективнее поставить больных на ноги и вернуть обществу работоспособных граждан. Между тем средняя длительность пребывания больного в стационаре в Украине в 2015 году составляла около 12 дней. Для сравнения: в Европе это в среднем 8 дней, в Швеции, где на 10 тысяч населения приходятся всего 27 больничных коек, пациент находится в стационаре в среднем пять дней, — говорит Елена Решетняк.

Эксперты уверяют: после отмены приказа МОЗ больницам невыгодно будет лишние дни держать пациентов, поскольку стационарам придется оплачивать их пребывание из собственного бюджета.

По мнению главы правления ОО «Агентство изменений «Перспектива», члена Харьковской экспертной группы по поддержке медицинской реформы, кандидата экономических наук Елены Решетняк, лишнее количество коек в стационарах и залеживание пациентов в больницах приводит к финансовым потерям.

— Теперь стационары смогут посчитать, сколько в разных отделениях им нужно коек, насколько они будут загружены, сколько нужно врачей и какую зарплату им платить в зависимости от того, кто реально вовлечен в лечение пациента (до сих пор все врачи получали одинаково). Мы надеемся, что возможность распоряжаться средствами позволит сократить ненужную инфраструктуру, а за эти средства улучшить комфортность пребывания пациентов в палатах, — считает Елена Решетняк. — Скоро будут внедряться новые стандарты лечения, и сейчас ведется разработка системы средней стоимости медицинской услуги. Эта система позволит четко оценить, сколько требуется больному находиться в лечебном учреждении при конкретном заболевании и сколько денег будет перечислено больнице для его лечения. Больница будет получать деньги за конкретный пролеченный случай.

Не исключено, что персонала в больницах станет меньше.

— Сокращение может коснуться только ненужных сотрудников — условно говоря, сантехника, специалиста по административно-хозяйственной части, одного из бухгалтеров или сотрудника по гражданской обороне, — считает Андрей Пеньков. — Зато можно будет увеличить количество медсестер, которых часто не хватает, или поднять им зарплату. Таким образом, улучшился бы и уход за больными. В наших больницах нет психологов для работы с родителями тяжелобольных детей, педагогов для занятий со школьникам, которые лежат в больницах месяцами. В лечебных учреждениях всего мира соотношение медперсонала всегда склоняется в пользу медсестер.

Эксперты не сомневаются, что повысятся и зарплаты медиков.

— На примере Чугуевского районного центра первичной медико-санитарной помощи, где сейчас реализуется пилотный проект, мы подсчитали, что если оптимизировать расходы, заработок врачей составил бы до 7 тысяч гривен, — говорит Андрей Пеньков. — От повышения зарплаты врача выиграет и пациент.
Что касается липовых диагнозов — то в рамках медицинской реформы предполагается внедрение электронных карточек пациентов, и сфальсифицировать диагноз будет невозможно, уверены специалисты.

Между тем отмена приказа № 33 — лишь подготовительный этап медицинской реформы.

— Чтобы деньги шли за пациентом, чтобы оплата врачам была по результату — по вылеченному случаю, чтобы врачи повышали свою квалификацию, чтобы медучреждения были автономными и, наконец, начали заботиться о пациентах, нужна кардинальная реформа, — считает Андрей Пеньков.

Ведь по-прежнему у главврачей остается соблазн распределять финансы в своих интересах, а не на пользу пациентам.

— Главврач должен работать по контракту, при этом в медучреждениях должны быть наблюдательные советы, которые станут контролировать его деятельность. Уже второй год в Верховной Раде лежит законопроект «О лечебном учреждении», который как раз регулирует отношения главврача и больницы, — говорит член Харьковской экспертной группы поддержки медицинской реформы. — Но он не принят, поскольку руководителям гор- и облздравов выгодны старые схемы: в каждой области через эти структуры происходят все закупки питания и лекарств для больниц.