Проезжую часть превратить в прогулочные аллеи, парковочные зоны расчистить для экскурсионных маршрутов, а машинистов на дороге потеснить велосипедистами — активисты призывают сделать жизнь в городе интересной, удобной и безопасной.
Такие проекты были представлены 17 сентября на площади Конституции в рамках «Европейской недели мобильности». Напомним, с 16 по 22 сентября более пяти тысяч городов со всего мира делятся инновационными идеями, предлагая сделать жизнь горожан комфортнее. Первой акцией ЕНМ стало «Метро для всех».– Все реконструкции в метрополитене не отвечают потребностям людей с ограниченными возможностями, – констатирует сокоординатор ЕНМ в Харькове Иванна Скиба-Якубова. – И даже там, где что-то предусмотрено для них, сделано не по-человечески. Например, на переходах между станциями вмонтирован звуковой маячок, который должен сигнализировать незрячему, куда двигаться. Но ведь он висит на стене! Если человек будет ориентироваться на звук, то упрется в стену!
Следующее предложение в рамках ЕНМ – проект «Троллейбус на Сумскую».
– Электрический транспорт и удобен, и экологичен. Почему бы не вернуть троллейбусный маршрут в центре? – говорит медиакоординатор проекта «Местные реформы» Надежда Антоненко. – Мы предлагаем проложить маршрут: от кинотеатра «Зірка» до парка им. Горького. И средств для этого больших не нужно – провода-то уже есть.
Активисты ГО «Харьковский велосипедный союз» предлагают проложить велодорожку по проспекту Науки.
– Проспект «Науки» – это территория студентов: там сосредоточено много общежитий, университетов и IT-компаний, – поясняет активист проекта «Велодорожка по проспекту Науки»Татьяна Реуцкая. – Для этой категории населения лучшего транспорта, чем велосипед, не найти.
Татьяна Реуцкая уверена, что велосипедный способ передвижения востребован не только летом, но и зимой.
– В Украине средняя температура зимой минус 4ºС, а в Монреале, к примеру, минус 10ºС – и там круглогодичное велосипедное движение. А в Канаде, Копенгагене, Амстердаме? — перечисляет она.
Также в рамках Европейской недели мобильности прошла очередная акция «Свободу пешеходу» в поддержку открытия пешеходной улицы.
– Три года мы добиваемся создания пешеходной зоны в центре Харькова, но пока в мэрии лишь пообещали, что на выходные улицу Квитки-Основьяненко будут перекрывать для транспорта. Но какие именно выходные будут для этого выбраны – не уточнили, – говорит сокоординатор проекта «Свободу пешеходу» Алексей Андреев.
Ирина с подругами, побывавшая в субботу на одном из мероприятий ЕНМ, считает, что такие проекты меняют не только город, но и сознание горожан.
– Мы были на акции «Метро на ощупь» и впервые задумались, что, по большому счету, и впрямь никогда не думали, каково это – быть незрячим, – удивляется она. – А идея с пешеходным центром? Это было бы очень здорово: здесь даже атмосфера иная будет – домашняя.
Глобальная цель активистов превратить Харьков в ливинг-стрит — в Европе так называют улицы, где люди и живут, и отдыхают. Поэтому свои предложения в виде петиций они разместили на сайте горсовета.
– Ждем поддержки харьковчан и реакции властей, — говорит Татьяна Реуцкая.
В рамках ЕНМ в Харькове состоятся еще три мероприятия
20 сентября пройдет презентация велодорожки на проспекте Науки, а 22 сентября – акции «День без авто» и «Велосипедом на работу».