В харьковских школах появится своеобразный кодекс чести для школьников. Детям презентуют пособия, в которых будет объясняться, почему нехорошо списывать и как научиться самостоятельно излагать свои мысли.

Плагиат стал тотальной практикой в вузах, считает руководитель отдела рекламы и брендинга Центра связей с общественностью ХНУ имени В. Н. Каразина, замдекана по международному сотрудничеству социологического факультета Ольга Гужва.

По данным опроса, проведенного командой восточно-украинского Фонда социальных исследований ХНУ имени В. Н. Каразина, при написании вузовских научных работ списыванием занимаются больше 90% студентов. По словам Ольги Гужвы, списывание и плагиат – это не отечественная, а мировая тенденция, причем проблема не сегодняшнего дня. Но в последние годы манипулировать чужими трудами стало еще проще: к банальному списыванию из книжек присоединился так называемый интернет-плагиат —   активное присваивание научных работ из Интернета.

— Мы можем говорить о целой глобальной культуре мошенничества, – считает Ольга Гужва.

Плагиатом активно пользуются первокурсники, а это означает, что привычка пользоваться чужими работами уходит корнями в школьные годы, говорит специалист.

— На развитие и распространение разных форм плагиата влияет отсутствие, с одной стороны, четкого понимания норм интеллектуального заимствования, а с другой – навыков академического письма и работы с информацией, которые должны формироваться еще в школе, – отмечает Ольга Гужва. – Поэтому команда специалистов разработала пособие для школьников, которое мы планируем издать осенью и провести его презентацию в школах.

В пособии школьникам объясняют, почему плагиат – это плохо, рассказывают о кодексе чести в обучении, об интеллектуальной собственности, о дословном и мозаичном плагиате, юридической и этической ответственности, учат, как высказать собственную мысль и найти собственный стиль.

— Мы хотим распространить пособие по школам в печатном и электронном варианте. Это пособие универсальное – оно будет полезно и для младшей школы, и для выпускников, – уверена Ольга Гужва. – Мы постарались доступным языком и на примерах донести важную информацию. Рекомендации школьникам и педагогам могут быть использованы в учебном процессе и позволят интегрировать информацию практически в любой предмет, который предполагает творческие задания и работу с текстом. Мы хотим сформировать у будущих студентов ценности и практику академической культуры еще в школе.