Для многих украинских судей дата 2 июня 2016 года стала решающей в их судейской карьере.

В этот день ВР проголосовала за изменения в Конституцию Украины в части правосудия и за новую редакцию Закона «О судоустройстве и статусе судей», которые вступили в силу 30 сентября. После принятия этих изменений представители Фемиды начали массово подавать заявления об отставке. Всего в 2016 году по разным причинам уволились почти две тысячи судей.

–Только за сентябрь Высший совет юстиции рассмотрел около 47 заявлений об отставке харьковских судей. Если взять в пример местные суды Харькова и области: района области, района города, то по штату в 37 судах должно быть 309 судей. Фактически же по состоянию на конец сентября осталось 226. При этом еще 33 представителя Фемиды подали заявления об отставке, но еще не уволены, – говорит член Общественного совета при Министерстве юстиции Украины, главный редактор «Судебно-юридической газеты» юрист Наталья Мамченко. 

Среди ушедших в отставку немало известных фамилий. Так, опустело кресло судьи Харьковского окружного административного суда Валентины Самойловой, которая в 2014 году восстановила в должности люстрированного экс-заместителя прокурора Харьковской области Владимира Суходубова.

По словам Натальи Мамченко, Высший совет юстиции удерживать судей не пытается и удовлетворяет почти все заявления, хотя есть и исключения.

– Несколько заявлений остались без рассмотрения, — уточняет юрист. – А, например, судья Апелляционного суда Харьковской области Нина Шевченко свое заявление отозвала. Отозвали заявления и судьи Ленинского райсуда Виктор Викторов и Виталий Бондаренко. В таком случае они продолжат работу, и вопрос их увольнения будет рассматривать уже другой орган – Высший совет правосудия.

Но суды редеют не только в связи с добровольными решениями сотрудников покинуть свой пост. За их увольнение взялась и Верховная Рада, очищая судебную систему от нарушителей присяги. Например, 22 сентября Верховная Рада рассматривала вопрос об увольнении почти 400 судей, среди которых более 30 – харьковские.

-- 29 сентября парламент уволил за нарушение присяги двух человек – судью  Апелляционного суда Харьковской области Татьяну Меркулову и судью Червонозаводского райсуда Харькова Ирину Прошутю, --добавила Наталья Мамченко.

По каким причинам судьи стали увольняться – вопрос без ответа, ведь в  заявлениях строчка о причинах ухода отсутствует. 

– Заявления рассматривались на секции Высшего совета юстиции, потом – на его заседании без участия судей. После чего принималось решение об их удовлетворении. А с 30 сентября полномочия Высшего совета юстиции передаются Высшему совету правосудия,  — уточняет юрист.

Наталья Мамченко предполагает, что судейские «бега» вызваны несколькими причинами. Одна из них – декларации.

Раньше судьи подавали декларации с весьма скупой информацией: доходы, расходы и имущество. Сейчас же планируется ввести декларации с более расширенными данными, так называемые декларации добросовестности. Благодаря им можно будет провести полный мониторинг жизни представителей Фемиды и даже их родственников. Такие отчеты будут подаваться ежегодно и публиковаться на сайте Высшей квалификационной комиссии судей. 

Возможные неудобства служителям закона может создать и обязательное прохождение квалификационного оценивания – положения о нем были внесены в Закон «О судоустройстве и статусе судей» в феврале 2015 года. 
   
– Они будут писать тесты на знание законов и проходить собеседование, на которых в том числе будут рассматриваться поступившие на них жалобы. Также они должны будут пояснить, откуда у них то или иное имущество, — говорит Наталья Мамченко. – После квалификационного оценивания будет решаться: может ли этот юрист вершить правосудие и быть объективным. Если да — он продолжает работать, если нет — будет улучшать свои знания в Национальной школе судей. После переподготовки опять последует его проверка. И тогда уже квалификационная комиссия решит – может он работать или его нужно увольнять.
 
К слову, судьи уходят, несмотря на возможное повышение заработной платы.

– Сейчас судьи получают от 12 до 20 тысяч гривен – в зависимости от инстанции. Согласно новому закону, для судьи местного суда предусматривается оклад в 30 минимальных зарплат, судьм Апелляционного и Высшего спецсуда – 50 минимальных зарплат, Верховного суда – 75 минимальных зарплат. Получается – от 44 тысяч до 110 тысяч гривен, не учитывая надбавок, – подсчитала юрист.

Но обещанному повышению не доверяют даже законники.

– В 2010 году в прежнем законе о судоустройстве зарплаты должны были повысить до 15 «минималок», но этого так и не случилось, – говорит член общественного совета.

В целом за 2016 год судейские ряды опустели почти на две тысячи человек. Наталья Мамченко считает, что на пользу судебной системе это не пойдет. Ведь вся нагрузка ляжет на плечи оставшихся судей, что грозит затягиванием рассмотрения дел. А новые кадры должны пройти отбор, что также займет немало времени. В Совете судей Украины и Высшей квалификационной комиссии судей эту проблему пытаются разрешить.

– Один из вариантов – возможность для действующих помощников судей проявить себя. После специальной подготовки они смогут претендовать на должности судей. Но в целом все опять-таки будет зависеть от скорости проведения отбора новых людей и выделения финансирования. А поскольку приоритетным на данный момент является формирование Верховного суда, когда будут заполнены вакансии в районных и горрайонных судах – неизвестно. Не горят желанием туда идти и адвокаты, ведь объем работы больше, а зарплата  меньше. Таким образом, есть риск, что на местном уровне вершить правосудие еще долго будет некому, – отмечает Наталья Мамченко.