Активисты всеукраинской кампании «Полиция под контролем» промониторили работу всех отделов Нацполиции Харькова и обнаружили, что полицейские мало обращают внимание на удобства посетителей, а, порой, грешат грубостью и агрессией.

Мониторинг, по словам общественного контролера всеукраинской кампании «Полиция под контролем» Юлии Третьяк длился с июля по октябрь. Сначала общественники посетили отделения полиции и оценили удобство для людей дежурной части, профессионализм общения сотрудников, компетентность правоохранителей. Проанализировав полученную информацию, они передали рекомендации по улучшению работы отделов полицейскому руководству. А через месяц планируют снова наведаться в дежурные части и посмотреть, как устраняются выявленные недостатки.

Как отыскать своего участкового?


Первым делом общественные контролеры изучили сайт ГУ Нацполиции в Харьковской области.

— Сложно назвать сайт доступным и информативным, — отмечает общественный контролер Юлия Гаджиева. — Отсутствуют электронные адреса каждого отдела полиции и ответственных за отработку информационных запросов. Не найти информации о замах руководителей отделов, а также данные об участковых инспекторах. Кстати, когда мы спрашивали в дежурной части ФИО участкового конкретного участка — ответа нам не давали, аргументируя тем, что участковые часто меняются. Информация о часах приема сотрудников отделов, размещенная на сайте, двухлетней давности.

Доступность дежурных частей для людей тоже вызвали массу нареканий.

— Дорожные указатели, где находится отдел полиции, зачастую отсутствуют. Стоянок для автомобилей граждан не предусмотрено — только для сотрудников полиции. Пандусов нет либо ими невозможно пользоваться, — перечисляет Юлия Гаджиева. — Не везде можно беспрепятственно попасть в вестибюль. Например, чтобы открылась дверь в Киевском райотделе, нужно нажать на кнопку, но колясочник или старик к ней не дотянется. А в Холодногорский отдел, куда мы заглянули вечером, нас вообще не пустили, причем в очень агрессивной форме. В вестибюле нет кулеров с водой, правда, надо отдать должное — правоохранители в стакане воды посетителям не отказывают, но приносят... в своих кружках. Кстати, не отказывали нам и в просьбе провести в туалет — надеемся, что такую же отзывчивость они проявляют и к остальным гражданам.

Оценили общественники и доступность Книги жалоб и предложений.

— В большинстве отделов нужно обращаться к сотрудникам, чтобы ее предоставили, и нарываться на вопрос: «А для чего она вам нужна?», — отмечает Юлия Гаджиева. — А там где она есть — ответов на жалобу граждан руководство, как правило, не дает.

Также контролеры подметили, что далеко не во всех отделениях полиции сотрудники умеют общаться с гражданами: часто на обычные вопросы отвечают агрессивно и грубо.

— Только в одном месте сотрудник поста-1 Слободского отдела полиции на наше обращение ответил — «Внимательно слушаю вас». В большинстве же случаев правоохранители не представляются и не предъявляют удостоверений. И если гражданин захочет пожаловаться руководству, и не на кого жаловаться?

В отделах полиции торгуют правовой помощью


Не лучшим образом обстоят дела и с подачей заявлений в отделы полиции.

— Сотрудник отдела должен зарегистрировать заявление и выдать талон-уведомление — гарант того, что о вас не забудут. А у правоохранителя остается «талон-корешок». В Киевском отделе, например, заявления граждан регистрируют надлежащим образом, однако все «корешки» оставляют в комнате для приема граждан. Это недопустимо — ведь там содержится информация о заявителе, которая становится всеобщим достоянием. Если бы я, например, стала жертвой или свидетелем преступления — не рискнула бы обращаться с заявлением в такой отдел, побоявшись угроз и преследований.

Правовой литературы в комнатах для приема граждан днем с огнем не найдешь.

— Зато в админзоне №1 на ул. Ромена Ролана в наличии художественная литература, — удивляется Юлия Третяк. — Между тем, несколько раз в вестибюлях органов полиции мы встречали объявления юристов о предоставлении платной правовой помощи!

Проверили общественники правоохранителей и на способность действовать в нестандартных ситуациях, например, если в отделе полиции человеку стало плохо.
— В большинстве случаев полицейские дадут лекарства на свое усмотрение. Притом что в аптечках многие лекарства давно просрочены, — разводит руками Юлия Третяк. — Лишь в нескольких отделах сотрудники догадались вызвать скорую помощь.

Но что буквально потрясло общественных контролеров — это следы крови в Московском отделе полиции и административной зоне №1. Активисты даже заподозрили, что это свидетельство жестокого обращения с задержанными.

— Однако у сотрудников это вызвало лишь шутки — мол, «комаху задавили», — говорит Юлия Третяк.

В Киевском райотделе появился кулер с водой


По результатам мониторинга, которые озвучил общественный контролер Сергей Гаджиев, лучшим признан Слободской отдел — 4,4 балла по пятибалльной шкале. Холодногорский получил 3,5 баллов, Шевченковский и Московский — по 3,1 балла. Киевский и админзона №1 на Ромена Ролана — 2,9 балла. Остальные оказались «двоечниками». В среднем общественники оценили работу полиции Харькова на 3,1 балла.

— Но наша цель — добиться изменений к лучшему. Поэтому свои рекомендации мы передали руководству отделов. Нужно отдать должное — нас выслушали и пытаются действительно что-то сделать для устранения выявленных недочетов. Так, например, в Киевском отделе уже вывесили список участковых в вестибюле, направили письма с просьбой установить знаки-указатели и оборудовать стоянку для авто граждан; установили кулер с водой и одноразовыми стаканчиками. Комнату для приема граждан обеспечили правовой литературой и чистыми листами бумаги. Сейчас решается вопрос об обучении личного состава английскому языку и т.д.

По словам общественников, активная «исправительная» работа ведется в Основянском, Индустриальном, Шевченковском, Московском районах и в отделении на станции Харьков-Пассажирский.

После чего общественники намерены повторно навестить все отделы полиции Харькова, а также нанести визит правоохранителям области.