Волна родительского внимания к школам докатилась и до области.

Не только в учебных заведения Харькова, но и в районах области родители хотят понять: сколько денег получают из бюджета школы и садики, на что их тратят, как используются так называемые фонды. По этому поводу на текущей неделе собралась рабочая группа по вопросам борьбы с коррупцией в сфере образования при ХОГА.

За окна заплатили дважды


Что побудило заинтересоваться этими вопросами? В качестве примера член рабочей группы председатель ОО «Всеукраинский родительский совет» Анатолий Ряснянский привел ситуацию в одной из мерефянских школ.

– В 2011-13 годах за деньги родителей в этой школе были установлены окна, отремонтирован туалет. А в 2015 году на эти же цели были выделены бюджетные деньги, и администрация школы выдала предыдущий ремонт за новый. А поступившие бюджетные средства попросту «распилили», – говорит он. – Было подано заявление в правоохранительные органы, назначены четыре следователя. Но с начала августа подвижек в этом деле нет. Теперь рабочая группа общественного совета при ХОГА будет разбираться, как продвигается следствие. Хотим заставить начальника следственного отдела области отчитаться, почему до сих пор не изъяты документы, не опрошены свидетели, родители? Украсть 204 тысячи гривен у детей – это хуже, чем церковь ограбить!

– Часто мы слышим от директоров школ, что они сами не знают, сколько предусмотрено в бюджете денег на развитие их школ. Поэтому все это требует контроля, – говорит член общественного совета при ХОГА, глава рабочей группы по борьбе с коррупцией в сфере образования Сергей Усов.

Контролем будет заниматься сеть общественных экспертов. Так, например, сотрудники факультета экономической безопасности и аудита ХНАГХ предложили свою помощь в проверке бюджетных расходов школ. Подключилось к проекту и общественное движение «Благосвит», которое готово взять на себя контроль над школами Харькова.

Районо – лишняя прослойка?


К слову, в ходе обсуждения возникла дискуссия – так ли необходимы нынешние районо? По мнению руководителя Пересечанской общеобразовательной школы Виктора Лузана, районо — лишь помеха в развитии школ.

– До 2008 года у школ был свой расчетный счет, свой бухгалтер, и директор вел финансовую деятельность. Бюджетные средства поступали непосредственно в учебные заведения, – говорит Виктор Лузан. – Тогда мы понимали, сколько у нас средств, на что можем их использовать, – говорит он. – Например, сэкономили по одной статье – могли потратить по другой статье: купить мебель, компьютеры, ГСМ, выплатить премии. Но с 2008 по 2010 год все финансовые дела были переданы в районо, школьного бухгалтера пришлось уволить. И сегодня мы даже не видим, какой бюджет выделен на нашу школу, – эту информацию мы буквально вытягиваем из районо как депутаты райсовета. По идее, получить бюджет я должен в январе-феврале, а получаю в мае. Я считаю, что районные отделы образования необходимо ликвидировать. А вместо них создать аналитические центры, которые будут помогать школам в методической работе, повышении квалификации. Я – за децентралицию в образовании. У меня в школе сейчас семь с половиной вакантных ставок – завхоза, механика, гардеробщика, дворника и т. д. Но бюджетные деньги на них выделяются. Если бы школа сама распоряжалась бюджетными поступлениями,  могла бы эти деньги направить на другие нужды: те же доски купить, парты или запчасти к школьным автобусам.

Юрист общественного движения «Благосвит» Игорь Ржешниовецкий говорит, что нужды учреждений образования должны рассчитываться по специальным методикам, с учетом образовательных, санитарных и строительных норм, где, в частности, прописана периодичность капремонтов, замены вентиляции и т. д.

– На деле же эти нормы редко соблюдаются, поскольку все планируется на усмотрение распорядителей средств – районных отделов образования, которые по каким-то своим «законам» решают, какой школе и сколько денег направить — отмечает юрист.

– Мы сделаем расчеты и посмотрим: насколько целесообразно избавиться от прослойки в виде районо, чтобы школы напрямую подчинялись Департаменту образования, смогут ли они правильно и оперативно распоряжаться деньгами, – соглашается Анатолий Ряснянский. –  Будем также разбираться, каким образом районные отделы образования распределяют средства, почему одним школам выделяется больше, а другим меньше, и как эти средства расходуются.

К слову, по данным Игоря Ржешниовецкого, в Житомире местные советы уже сократили бухгалтерию в Департаменте образования, а бухгалтеров направили в школы и садики. И  все же полная автономия школ, по его мнению, наступит не скоро.

– Автономия образовательных заведений – финансовая, кадровая и методическая -- предполагается в проекте закона «Об образовании». В нем районо отводится лишь роль координирующего органа, менеджера. А полномочия действительно переходят к тем органам, которые непосредственно предоставляют образовательные услуги. Но этот законопроект еще на стадии обсуждения. Кроме того, должны будут приняты дополнительные подзаконные акты. Только после этого можно будет делать конкретные шаги, – говорит он.