Выборы 30 сентября уже вряд ли кто-то остановит, но вот признать их недействительными проигравшей стороне будет проще простого.

В субботу страна сделала еще один шаг к досрочным выборам. Апелляционный суд Киева отказал Партии промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха в требованиях запретить «обнуление» списка «Нашей Украины». То есть теперь, по идее, взамен уволившихся из парламента «нашеукраинцев», никто ряды депутатов не пополнит. Итак, в парламенте уже нет 151 депутата, списки обнулены, выборы неизбежны? Как сказать... По просьбе «Сегодня» политологи обрисовали основные риски выборов. В то, что их можно остановить, уже никто почти не верит. А вот в то, что их итоги можно будет признать недействительными из-за правового беспредела, в котором они готовятся - это очень даже вероятно.

Первый «нож» в спину «досрочки» может всадить КС. В суд уже поступило представление от депутатов о признании неконституционным Указа Президента о выборах 30 сентября. То бишь, коалиция уже в ближайшее время может вновь заявить: пока нет решения КС, ни на какие выборы не пойдем. Политологи не исключают, что так и будет, но не верят, что КС как-то затормозит процесс. Как заявил «Сегодня» Олесь Доний, в любом случае следует ожидать четвертого указа Президента о проведении досрочных выборов 30 сентября, причем такой указ должен выйти в июле (основанием может быть тот факт, что парламент в течение месяца является недееспособным (статья 90 Конституции), так как в нем нет 151 депутата). А Владимир Малинкович уверен, что никакого вразумительного решения от суда ждать не стоит: «Президент уже окончательно распустил КС. Фактически, функционирование этого органа уже невозможно».

Несмотря на решение апелляционного суда, по словам политолога Владимира Корнилова, любой претендент на депутатское кресло из «обнуленного» списка может обжаловать решение съездов партий об «обнулении», поскольку нарушаются его право быть избранным в нардепы. То бишь, исков может быть масса. Конечно, тяжбы по этим искам могут затянуться вплоть до выборов, но выстрелить уже после них (при помощи проигравшей стороны).

Забавные вещи происходят и в ЦИКе. «Перевес коалиции всего в один голос, но глава комиссии Владимир Шаповал - от оппозиции. Он решает, какие вопросы рассматривать, собирать ли кворум, выносить ли на голосование то или иное решение. В то же время, ни одно вынесенное Шаповалом решение не может быть принято только оппозиционными членами комиссии. Фактически работа органа парализована. Это касается и всех действий ЦИК при подготовке к выборам - создание окружкомов, рассмотрение списков, утверждение бюллетней», - говорит Малинкович. Если по таким чисто процедурным вопросам возникают сложности, то можно только предположить, как трудно будет ЦИКу принять постановление об итогах выборов, когда они не устроят одну из сторон (а они обязательно не устроят). Практически невозможно будет вынести решение.

Если таки случится чудо и ЦИК примет постановление об итогах выборов, оно тут же будет оспорено проигравшей стороной в судах. Оснований масса: как и сомнительная с точки зрения закона процедура назначения выборов, так и обнуление списков, так и какие-то нарушения при голосовании (голосование на дому, к примеру). А то и КС аккурат после выборов наконец-то поймет всю глубину неконституционности Указов президента и вынесет вполне однозначный вердикт.

В любом случае, проигравшая сторона будет иметь в Раде не менее 150 «штыков». А значит, они смогут быстро повторить «финт ушами» нынешней оппозиции и уйти из парламента. По идее, он тут же должен быть признан недееспособным и должен быть распущен.

Практически при любом исходе выборов (точнее — при любой конфигурации будущей коалиции) появятся очень многочисленные и влиятельные недовольные. Если коалиция будет складываться как сейчас («антикризисная»), то итоги выборов оспорят Президент и Тимошенко. Если коалицию сообразят на двоих ПР и НУ, восстанет Тимошенко, коммунисты и социалисты. Если коалиция будет чисто «оранжевая», ее сможет легко торпедировать Партия Регионов. Во всем этом беспределе будет только одно заинтересованное лицо — Виктор Ющенко. Изначально заложив нелегитимные основы для выборов, он сделал все, чтобы новая Верховная Рада не заработала вообще, не смогла начать функционировать новая коалиция и сформированное им правительство. Для чего? Политолог Олесь Доний считает, что «под шумок» фактического отсутствия парламента Президент начнет собирать голоса для референдума по возвращению себе полномочий. Отметим, что референдум может быть проведен уже 30 сентября, а после того как станет ясно, что новая Рада недееспособна, его итоги (если они окажутся для Президента благоприятными) могут быть имплементированы в Конституцию и без депутатов (например, указом Ющенко со ссылкой на чрезвычайную ситуацию).

В таком случае «регионалам» (если они победят на выборах) можно будет рассчитывать только на одно — ресурс улицы (акции протеста, забастовки и прочее). Чтоб заставить Президента смириться с их победой и парализовать его попытки оспорить результаты голосования через суды и ЦИК. Весной Янукович так и не смог заставить Ющенко уступить. Но до осени у него еще есть время подучиться методам эффективного давления.