Очень часто это происходит возле супермаркетов, так что торговые центры становятся недоступными для колясочников.

В течение октября харьковские общественники мониторили харьковские торговые центры на предмет их доступности для людей на колясках. По данным контролеров, сейчас ситуация в городе не катастрофическая. Но все же некоторые серьезные моменты активисты обнаружили, в частности — проблемы с паркоместом.

— На парковках супермаркетов ширина паркоместа не позволяет человеку поставить коляску возле автомобиля, чтобы потом на нее пересесть, — говорит Елена Шингарева. — Также очень часто парковочные места, предназначенные для инвалидов, занимают все кому не лень, а представители торговых центров закрывают на это глаза.

Также нередко не продумана в плане доступности архитектурная планировка зданий.

— В большинстве супермаркетов очень узкие входные двери, — отмечает Елена Шингарева. — Коляски в них попросту не могут проехать. Есть проблемы и с пандусами. Помимо того, что они покрыты скользкой плиткой, они не соответствуют нормам: ширина пандуса должна составлять не менее 1 м, ограничительные бортики быть не менее 5 см, поручни — на высоте 0,7–0,9 м, завершающая часть поручня должна составлять 30 см, но на практике это часто не соблюдается. Кроме того, высота тротуарных бордюров и порогов у входов в торговые центры превышает удобную для проезда на колясках норму — 2.5 см, их высота зачастую составляет от 8 до 25 см.

Василий Стариков сел на коляску 31 год назад. Несмотря на проблемы с передвижениями, активный темперамент не позволяет ему сидеть дома.

— Я частый завсегдатай больших торговых центров, — делится мужчина. — Приезжаю за покупками, а иногда — провести досуг.

Он отмечает: в 2000-х случился перелом в отношении людей с ограниченными возможностями со стороны администраций торговых центров.

— Доступность закладывается во время строительства. Супермаркеты, которые стали строиться в начале 2000-х, уже учитывали удобства для таких как я, — говорит он. — Проблемы с доступностью остались лишь в небольших торговых центрах.

Но если об удобствах колясочников бизнесмены позаботились, то людям с проблемами слуха все еще тяжело ориентироваться в торговых центрах.

— В супермаркетах визуальная информация должна быть хорошо освещена и иметь оптимальный размер шрифта, вся звуковая информация должна дублироваться на мониторах и табло, а системы пожарной сигнализации должны иметь световую сигнализацию наравне со звуковой, — отмечает Елена Шингарева.

Также общественники считают, что неплохо было бы обучить рабочий персонал навыкам общения с клиентами-инвалидами. Свои пожелания активисты озвучили представителям супермаркетов на заседании комитета по обеспечению доступности маломобильных групп населения к объектам социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, которое состоялось 27 октября в горсовете. Через три месяца общественники планируют повторить мониторинг, чтобы проверить, что изменилось за это время.