Художникам из разных регионов Украины предложили обыграть в своих работах многоузорчатую тему ковра. Каким получился огромный всеукраинский ковер, можно оценить в ЕрмиловЦентре.

Проект «Килим. Сучасні українські митці» открылся в ЕрмиловЦентре 27 октября.

— Сначала выставка была показана в Ивано-Франковской области, после переехала во Львов, — говорит директор научно-исследовательского института проблем современного искусства художник Виктор Сидоренко. — В проекте участвуют 20 авторов из разных уголков Украины: Львова, Ивано-Франковска, Харькова, Киева, Одессы, Днепра. Уровень участников очень высокий: организаторы подходили к проекту  с точки зрения качества. К слову, очень интенсивно представлена группа харьковских художников: Роман Минин, Артем Волокитин, Дарья Кольцова, Роман Михайлов, Алексей Яловега, Татьяна Малиновская. Основная задача проекта — собрать и связать художников со всей Украины, показать выставку во всех уголках Украины. Художники всегда были объединены — нас никогда ничто не разъединяло, в том числе и с донецкими художниками. Другое дело, что нужно содействовать тому, чтобы и политики нас объединяли. Но даже если объединение начинается с людей, рано или поздно оно произойдет и на уровне политики. Страна у нас одна, и все должны это чувствовать, но сначала это происходит на уровне эмоций.

— Мы живем уже в других реалиях, видим другие проблемы и вырабатываем мнение на другие темы, но при этом не очень обращаем внимание на традиционные смыслы, — в частности, на такие традиционные для Украины промыслы, как ковроткачество, — говорит директор ЕрмиловЦентра Наталия Иванова. — В проекте участвуют авторы, представляющие срез украинского искусства. С помощью молодых художников организаторы этого проекта попытались соединить традиционное, этническое, национальное и актуальное — и мне кажется, это у них получилось.

На выставке представлены самые разные ковры: в инсталляциях и видеоарте, написанные на холсте маслом, ковры в скульптуре, настоящие, видавшие виды потертые фабричные паласы и домотканые коврики и половички.

— Лично мне очень нравится работа Артема Волокитина — она впечатлила меня своей эстетикой, — признается Наталия Иванова. — Поразила работа Дарьи Кольцовой — она собрала очень много ковров и смонтировала один большой, актуализировав тему войны.

К слову, работа Дарьи Кольцовой представляет собой знакомый многим с детства огромный бабушкин ковер с оленями в лесу. Напротив ковра — висящие в воздухе винтовки, нацеленные на мирных животных из нашего детства.

Часть экспозиции занимает большой стол, похожий на теннисный. Вместо разделяющей соперников сетки — двустороннее зеркало, на столешницу с обеих сторон свалены полосатые рейки в виде пограничных столбов.

— Это означает некую равнозначность сторон, — говорит автор работы киевский художник Антон Логов. — На обеих половинах стола рейки расположены одинаково, и кардинально между частями стола нет различий, нет полноценной высказанности. Мысль до конца не оформлена. Есть взгляды на ситуацию, но что конкретно происходит — непонятно. Это — мои ощущения от происходящего сегодня в мире. А в зеркале по центру стола мы можем отражаться и, возможно, попытаться посмотреть и на себя, и на ситуацию сегодняшнего дня со стороны.

«Килим» завершит работу 18 ноября.