Харьковчанам хорошо известно имя Виктора Афанасьева — человека, благодаря которому местный театр кукол стал одним из лучших не только в Украине, но и за рубежом. Однако мало кто знает, что единственный внук блистательного режиссера и организатора 24-летний Андрей Довгаль пошел по стопам деда. Но чтобы доказать свою состоятельность и набраться опыта, уехал из Харькова в Полтаву, где он прежде всего «актер Довгаль», а не «внук Афанасьева». Об этом и многом другом Андрей рассказал «Вечерке».

— Почему ваш выбор пал именно на Полтаву, а не на какой-нибудь другой город?
— Я окончил Харьковский институт искусств. В период дипломной недели, которую мы называем «купеческое время», то есть время, когда к нам заезжают режиссеры выбрать себе молодежь, приехал главный режиссер Полтавского областного театра кукол Александр Иноземцев. Я знал его по институту, он был старше меня на несколько курсов. И когда Александр предложил сотрудничать, я подумал: а почему бы и нет? Почему не поехать и не посмотреть? Съездил, посмотрел, понравилось, остался.
— А что именно понравилось?
— В первую очередь роскошнейшее здание — единственное в Украине, построенное именно для театра кукол. Во-вторых, коллектив. Здесь очень интересные, талантливые люди, у которых есть чему поучиться.
— Слышала, вы здесь ведущий актер?
— Да бросьте. Я так не считаю. Хотя, понятное дело, молодежи не хватает. Приходится играть во многих спектаклях. Сейчас к нам пришли еще несколько молодых людей, так что собираемся восстанавливать старые спектакли, ставить новые.
— Какие самые любимые спектакли, в которых вы задействованы?
— Наверное, «Рождественские ночи» по мотивам Гоголя в творческой обработке Александра Иноземцева. Также «Ночь на Ивана Купала» — спектакль тяжелый, но очень красочный, интересный. Когда играешь в нем, то роль просто захватывает. Здесь использован достаточно старый эффективный прием — «черный ящик», когда актеры находятся с куклами на сцене, но освещение выставлено так, что видны только куклы. Раньше я с этим не сталкивался. Может быть, поэтому мне и нравится в нем играть.
— В Харькове очень популярен вечерний репертуар театра кукол, введение которого инициировал ваш дед. Не пытались ли вы предложить Александру Иноземцеву ставить спектакли для взрослых в Полтаве?
— Попытки такие были, но, к сожалению, полтавский зритель пока что не приучен к вечернему репертуару театра кукол. Все воспринимают театр как «детский», хотя, если обратиться к истории, мы увидим, что и вертеп, и небезызвестный Петрушка были развлечением для взрослых. А спектакли для вечернего репертуара уже есть. Да хоть те же «Різдвяна ніч», «Ночь на Ивана Купала». Есть изумительные спектакли для семейного просмотра — «Щелкунчик», «Карлик Нос», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине». Последний — это моно-спектакль, в котором одна актриса играет четыре роли. К сожалению, в последнее время не идет «Энеида». Естественно, репертуар рассчитан прежде всего на детей, но того же «Гусенка» с удовольствием смотрят и малыши, и их родители, и дедушки с бабушками.
— Возвращаясь к Харькову: мне почему-то кажется, что у вас не было бы проблем устроиться актером в Харьковский государственный академический театр кукол имени Афанасьева…
— Наверное, да. Но причин, почему я не сделал такой попытки, много. В Харькове мне пока делать нечего. Сразу хотелось бы чего-то добиться самостоятельно, чтобы воспринимали не как внука Афанасьева, а как артиста Довгаля. Сейчас как раз работаю над этим.
— То есть не исключено, что через какое-то время вы вернетесь в Харьков?
— Не исключено, конечно. Но не так скоро, как этого хотелось бы.
— А каким в ваших воспоминаниях остался дедушка?
— Я был совсем маленьким, когда его не стало, но помню, что каждый поход в гости к дедушке и бабушке Афанасьевым был как праздник — в квартире разные куклы, сувениры, подарки, привезенные из разных стран. Бабушка Агнесса Васильевна тоже ведь была актрисой — всю жизнь играла на сцене театра имени Пушкина, получила звание заслуженной. Сейчас на пенсии. Также в детстве часто ходил и на спектакли в театр кукол, причем разных режиссеров. А на днях с огромным удовольствием еще раз посмотрел «Чертову мельницу», которая стала первой постановкой для взрослых в Украине и не сходит со сцены уже 50 лет. Какая все-таки чудесная вещь! Жаль, что сейчас не идет «Божественная комедия», а то и на нее сходил бы. Все же это — классика театра и две его визитные
карточки.
— А как же нашумевший «Мастер и Маргарита»?
— Спектакль действительно очень хороший, интересный и зрелищный. Воланд в исполнении народного артиста Украины Алексея Рубинского — мощно и завораживающе! Это лучшая постановка известного романа Булгакова, которую я видел. Но «Мастер и Маргарита» — скорее визитная карточка режиссера
Гимельфарба.
— Была ли профессия деда толчком к тому, что и вы стали актером театра кукол?
— Нет, работа дедушки никак не повлияла на мой выбор профессии. Просто захотелось. Наверное, это в крови.
— В институте знали, что вы — внук Афанасьева?
— Конечно, знали. Большая часть преподавателей кафедры театра кукол — либо ученики Афанасьева, либо коллеги. Но оценки мне никогда не завышали. И я достаточно быстро понял, что на оценки обижаться бессмысленно. Настоящую оценку потом поставит публика.
— Что, кроме любимой работы, дала вам Полтава?
— Любимую девушку. Анна тоже работает в театре кукол, но не актрисой, а художником-рекламистом. Здесь же мы и познакомились. А также много друзей. Могу с уверенностью сказать, что Полтава приняла меня хорошо.
— А знают ли коллеги-полтавчане Виктора Афанасьева?
— Конечно. Но здесь, к счастью, меня с дедом не сравнивают, чего вряд ли удалось бы избежать в Харькове. Так мне кажется. Дедушка тоже играл в спектаклях. Например, Исидора в первой постановке «Чертовой мельницы» или Остапа Бендера в «Двенадцати стульях». Потом признавался, что это «не его». Но мне все равно не хотелось бы никаких сравнений. Даже в мою пользу.