Я, наверное, как тот пасичник Рудый Панько, — слишком много на себя беру. Я понимаю, что Нестор из меня не получится. Но почему же Рудым Панько нельзя? Вот тут, как говорят в Одессе, сбылась мечта идиота: одна ветвь власти задрала другую ее ветвь. Как козу. И говорит, что насмерть. На нынешний момент 155 депутатов с трудом и, думаю, с большим сожалением сложили свои драгоценные полномочия.

В очень малой, но очень авторитетной, «столице» нашей родины — Хоруживке — известие об этом факте воспринято с чувством глубочайшего удовлетворения за две недели до того, как он случился. Еще 2 июня съезды Блока Юлии Тимошенко и блока «Наша Украина» досрочно прекратили полномочия народных депутатов, избранных от этих политических сил. От БЮТ прекращены полномочия 129 народных депутатов, от «Нашей Украины» — 66. Логика хоруживцев была озвучена президентом на его встрече с прессой 13 июня: съезды по этому вопросу «Нашей Украиной» и БЮТ проведены? Проведены. Заявления депутатов есть? Есть. Это, по словам президента, подтвердил и руководитель управления кадров ВР Владимир Мартынюк двумя письмами от 7 и 8 июня — мол, в первой партии получено 106 заявлений, 103 из которых подтверждены, во второй — 66 (подтверждены 64). Чего, мол, еще надо — нет больше Рады! Но. 

Но я напомню, как в больших сейфах хранят большие секреты. У такого сейфа два замка. И ключи от них — у двух разных людей. А третий этими двумя командует. А четвертый за всеми ими наблюдает. Чтобы достать из сейфа хоть малую бумажку, им надо вместе у сейфа собраться и первые двое откроют своими ключами замки, каждый — свой. А порознь они в сейф попасть не могут. Даже тот, кто командует. 

Это я для тех рассказываю, кто в железе понимает лучше, чем в юриспруденции. Ну, какая разница — одна подпись на бумажке или четыре? Продолжая эту логику, давайте делать бумажки вообще без подписей! Красота будет. Бесхлопотная. А если каждый возьмет в руки по нагану, то ее и практически реализовать можно, «красоту» эту. Как в 1917 году. 

Даже осторожный гражданин свою входную дверь двумя-тремя замками оборудует. А здесь речь идет о входе-выходе в высший орган власти в государстве. И вовсе не о той, физически висящей на петлях двери, которую охраняет Гелетей со своими орлами, а о юридической. Если ее устроить просто, так, как мнится хоруживцам, будет идти такая манипуляция и торговля должностями, что какая бы то ни было государственная деятельность на пользу общества окажется невозможной. Мы это наблюдали в полном объеме в начале 90-х годов, когда обрушилось не приспособленное к новым экономическим реалиям законодательство и страна превратилась в «дикое поле», на котором шла ожесточенная игра без правил: кто смел, тот и съел. 

Однако правовое мышление у жителей Хоруживки не на высоте: они не понимают ни этой сложности, ни ее благотворной роли. Почему — не знаю. Может, им эта роль не нужна, а может, на их ульи до сих пор еще никто всерьез не покушался. И по этой причине до них не доходит, что неукоснительное соблюдение узаконенных правил «входа-выхода» в Чертоги Власти — вопрос не охраны армейских портянок, а соблюдения национальной безопасности.
Тогда же, 2 июня, на тех же съездах БЮТ и НУ были приняты и решения об обнулении партийных списков. Это решения о прекращении движения партийного «депутатского конвейера» — замещения выбывшего депутата следующим номером партийного списка. Согласно закону, место в Раде становится вакантным только тогда, когда выбывшего депутата некем заменить. А пока есть кем, Центральная избирательная комиссия обязана продвинуть ленту «конвейера». Но решения партийных съездов, согласно закону, не единственный регулятор для «входных дверей» в ВР. Решение об обнулении партийных списков должно быть принято еще и в ЦИКе, а она не делает этого автоматически. Более того, 11 июня ЦИК заявила, что не может обнулить эти списки из-за дефектов наспех «склепанного» избирательного законодательства. И теперь получилось так, что, несмотря на решения съездов, в ЦИКе имеется достаточное количество «резервистов», чтобы заменить ими выбывших депутатов. Одних только бютовцев там чуть ли не 300 человек! 

Наверное, правду говорил Бродский о торговле местами в бютовском списке. А теперь что? Люди покупали и теперь желают «отбить бабки». И им плевать, что там — политический кризис или чума. Они заявляют о своей готовности «послужить родине» пусть и недолго, но эффективно. С депутатской пенсией в перспективе. И скоро под стенами ЦИК появятся их чада и домочадцы. Они будут стучать большими ложками и требовать, чтобы их «папаньку» (или «маманьку») наделили мандатом. А тут и Александр Александрович (ну, тупой человек, что с него взять) обращается к ЦИК с призывом выполнить свой конституционный долг и двинуть депутатский конвейер. И тогда: «Эта песня хороша — начинай сначала». И Юлия Владимировна в этом случае «пострадает» — ведь на задах ее списка вовсе не преданные политические соратники, которые с большим или меньшим скрипом напишут еще 106 заявлений. Там совсем другая публика. И тогда досрочным выборам — гаплык!
Наверное, как раз здесь лучшее место для отступления, которое мне хочется сделать. Одна из основных полезностей кризиса в том, что он вскрыл такое количество дефектов государственного устройства Украины, что, в случае благополучного его разрешения, работы по их устранению хватит на многие годы. Вот, употребил А. Мороз по отношению к ЦИК выражение «конституционный долг» — а ведь в Конституции ЦИК даже не упоминается! Это ведь не учреждение, это институт формирования государственной власти в стране, один из важнейших институтов современного общества, а в Конституции — не упоминается! А «долг перед законом» звучит, конечно, послабее… А как может быть такой, с точки зрения элементарного здравого смысла, абсурд, чтобы парламентское большинство оказалось без инструментов, позволяющих усмирить не в меру зарвавшуюся оппозицию, диктующую большинству условия и ставящую ему ультиматумы. Да это же — хвост, виляющий собакой! 

В общем, центр политической интриги в очередной раз переместился. На сей раз — в стены (и под стены) ЦИК. Во всяком случае, именно под стенами якобы замечена «контора глубокого бурения». На «Мазде» серебристого цвета. Члены ЦИК от коалиции заявили, что сотрудники Службы безопасности Украины ведут за ними наблюдение. В нем говорится, что 14 июня возле подъезда ЦИК стоял оный автомобиль с государственными номерами АА 42-83 АА, в котором находились сотрудники СБУ с техническими средствами неизвестного назначения. Член ЦИК Александр Шелестов потребовал у человека, находящегося в машине, назвать свою фамилию и должность. По словам Шелестова, этот человек заявил, что выполняет задание руководства СБУ по согласованию с председателем ЦИК. Руководство СБУ такие факты отрицает. 

В истории конфликта СБУ — это то «висящее на стене ружье», которое до сих пор не выстрелило. Выстрелит или нет — вот в чем вопрос. Хотя… глупый вопрос. Ружье-то с глушителем. Оно уже стреляло, когда был вброшен компромат (опять-таки без доказательств) на судью Конституционного суда С. Станик, ставший основой для разрушения этого института. Теперь очередь за ЦИКом…