Трилогия «Русские евреи», над которой сейчас работает Леонид Парфенов, заставила автора стать в Украине частым гостем.

Съемки проходили в городах и местечках так называемой «черты оседлости», в границах которой в Российской империи проживали евреи. И самая высокая плотность еврейского населения, вопреки слову «русские» в названии документальной серии, была на территории нынешних Украины и Беларуси. Новую работу документалиста увидели Киев, Одесса и Днепр, где была представлена первая по хронологии серия, которая описывает события конца XIX и начала XX веков.

— Хотелось посредством этого фильма понять этот взлет, который начался с конца 19 века, и так ярко продолжился в советское время. Как эта энергия, накопившаяся в общинах и местечках, выплеснулась, и евреи, часто проклинаемые своими родителями и родственниками, уходили, меняя сложившийся веками уклад жизни, — пояснил автор.

Киев упоминается в фильме в связи с громкими криминальными событиями начала ХХ века — убийством Столыпина в киевской опере и «делом Бейлиса». Одесса, по мнению Парфенова, — это просто отдельная еврейская цивилизация, подарившая миру огромное количество талантливых людей и громких имен. А вот Днепру — Екатеринославу в повествовании места не нашлось, что некоторых местных зрителей задело не на шутку. Здешняя община считает свой город практически «еврейской столицей Европы», а фильм свой Парфенов показывал в крупнейшем в мире еврейском центре «Менора», но амбиции днепровских евреев не нашли экранного воплощения.

Подавляющему большинству зрителей фильм понравился, но таки были и те, кто новую работу Парфенова раскритиковал. «Исторический комикс, не более», «очень поверхностная работа», «попсово сделано» — осторожно обменивались мнениями скептики на фоне в целом восторженного приема. У Парфенова поинтересовались, когда можно будет увидеть продолжение проекта. Автор пояснил, что вторая часть «еврейской трилогии» (хронологически это следующие 30 лет после октябрьской революции) практически готова и увидит свет в январе-феврале, третья — вероятно, к концу 2017-го. При этом Леонид задумал не одну, а три истории: кроме «Русских евреев», могут появиться «Русские немцы» и «Русские грузины».

— Просто евреи раньше всех перешли от слов к делу. Грузины, при всех своих пламенных обещаниях и интересе, пока не собрали ни лари. А евреи сказали: это же потрясающе интересно, что мы об этом только разговариваем — давайте делать! — рассказал Парфенов. — Поэтому фильм «Русские евреи» делается первым из этих трех.