«Дядя, дай 70 копеек за соединение…», — не исключено, что именно с таким призывом оператор мобильной связи UMC может обратиться к своим абонентам после завершения анонсированного «яичного» ребрендинга.
Во всяком случае, о том, что компания UMC готовится ввести аналогичные московским тарифы, официально заявил генеральный директор МТС Леонид Меламед на пресс-конференции в Москве. Что это означает на практике? Во-первых, большинству абонентов компании придется опять пойти «первый раз в первый класс» и заняться перерасчетом своих «мобильных» затрат, поскольку достаточно скоро знакомые им тарифы попросту прекратят свое существование. Во-вторых, не все однозначно и со стоимостью самого разговора.Обратимся к цифрам. По словам Меламеда, в Украине будут введены два тарифных плана — «Первый» и… нет, не «Второй», а «Red». Согласно данным с официального сайта МТС, плата за соединение в «Первом» в переводе на украинскую гривну составляет около 70 копеек, минута разговора — около 50. В тарифе «Red» — минута звонка на номера других операторов и номера фиксированной связи стоит около гривны двадцати копеек. При этом тарификация в обоих планах — поминутная.
В Украине поминутная тарификация существовала лишь на заре мобильной эры, в России же и сегодня поминутная тарификация — объективная реальность. То есть вне зависимости от того, говорил абонент 5 секунд или 50 — он вынужден платить стоимость полной минуты. Чем подобная практика грозит украинским абонентам? При введении в Украи-
не российских тарифов компании МТС придется перевести поминутную оплату в посекундную. Последняя обходится обычному абоненту дешевле, из-за чего оператор связи скорее всего будет недополучать некоторый доход. Который, кстати, может быть дополучен путем некоторого удорожания связи, о чем большинство украинских абонентов даже не подозревают. Одним словом, как гласил когда-то слоган МТС, люди говорят…
Напомним, что ребрендинг UMC в «МТС-Украина» стал результатом низких показателей UMC на украинском рынке мобильной связи в течение последних двух лет. За это время UMC уступила лидерство на рынке компании «Киевстар». Кроме того, ухудшение качества связи стало настолько очевидным, что этот фактор — как главный аргумент недовольства абонентов — был даже специально озвучен руководством МТС.
Отсюда возникает закономерный вопрос — зачем компания инвестирует средства в смену своего логотипа и изменение фирменной символики, а не напрямую решает проблему нестабильного качества связи? Возможно, это простое совпадение, вызванное желанием одним махом избавиться от накопившихся в Украине неудач. И поэтому совсем не хочется верить российским экспертам, согласно которым решение стратегических вопросов маркетинговыми средствами — не более чем обычная практика МТС не только в странах СНГ, но и в самой России. По их мнению, например, в отличие от российских «Билайна» и «Мегафона», вкладывающих в построение собственной сети, МТС попросту скупает крупных и мелких операторов с уже существующими сетями. После чего происходит их «ребрендинг», в результате которого сеть продолжает работать без изменений, но уже под МТС-овскими знаменами.
Такая стратегия обеспечивает выполнение сразу двух задач — привлечение новых клиентов за счет уже существующей абонентской базы купленной компании и повышение дохода с одного клиента за счет введения «фирменных» МТС-овских тарифов. Похоже, что и в случае с UMC московский менеджмент идет проторенной дорогой. Ребрендинг и массированная рекламная кампания будут посвящены сохранению склонных к уходу старых абонентов и привлечению новых, а «московские» тарифы будут направлены на повышение уровня дохода с каждого абонента.