Итак, многолетняя и многострадальная идея о создании Государственного реестра избирателей почти стала явью. О ней не только вроде бы договорились руководители государства, но и Центральная избирательная комиссия 26 мая приняла решение о создании службы распорядителя Государственного реестра избирателей.
Но почему-то у избирателей никак не получается вздохнуть с глубоким облегчением. Ведь намеченные меры по совершенствованию самой процедуры составления списков избирателей отнюдь не гарантируют главному субъекту любой избирательной кампании — избирателю — спокойствия и уверенности в том, что в день голосования его неискаженную фамилию вообще найдут в списке и выдадут вожделенный бюллетень для свободного волеизъявления.Впрочем, тема списков избирателей достойна более серьезного тона. Ну что ж, давайте серьезно. Представим себе почти нереальную картину — избирателя, самого что ни на есть рядового, с текстом Закона «О выборах» (все равно какого). Именно представим, потому что в жизни такого нет, не было и вряд ли когда-нибудь будет. Тем не менее рискнем. Лихорадочно (или не очень) перечитывая статьи закона, избиратель узнает о чем угодно, но только не о своей, избирателя, судьбе и гарантиях своих прав. А ведь суть любых выборов — это создание условий для реализации гражданином своего неотъ-
емлемого права избирать и быть избранным. Причем реализация этого права происходит именно тогда, когда избиратель получает (!) избирательный бюллетень. Потому что дальнейшее является личным делом самого гражданина: какую отметку поставить в бюллетене, опустить или не опустить его в избирательную урну. И все эти процедуры, столь тщательно (и это правильно) описанные в законе, лишь обслуживают главное действующее лицо — человека с бюллетенем.
Однако апофеоз демократии, то есть голосование, может и не состояться, если сведения об избирателе (фамилия, имя, отчество, адрес) в списке искажены, а то и вовсе отсутствуют.
Некоторые формалисты могут сказать, что, дескать, избиратель имел возможность непосредственно до дня голосования на избирательном участке проверить правильность сведений, внесенных в списки. Если же он этого не сделал, то и пенять должен только сам на себя. По нашему глубокому убеждению, те, кто так говорит, не просто лукавят, но еще и пытаются собственные недоработки переложить на плечи избирателей. Ведь Конституция не знает никаких временных ограничений и обязательных действий, предшествующих собственно процедуре голосования! Тогда остается только одна возможность — уточнение списка избирателей самой участковой избирательной комиссией непосредственно в день голосования. При этом возможна как добрая воля самой комиссии, так и ее обязанность выполнить решение суда, если избиратель обратится с соответствующим исковым заявлением по поводу неточностей в списках. Кто же не помнит сотни, если не тысячи исковых заявлений в суды нашего города на последних президентских выборах? А вот в 2006 году на выборах народных депутатов Украины избирателям задачу усложнили — они уже не могли претендовать на то, чтобы неточности и ошибки были устранены в день голосования. То есть чья-то халатность и небрежность фактически лишала гражданина возможности реализовать его неотъемлемое право, гарантированное к тому же Конституцией. Кто же ответил за неконституционные действия, чьими руками созданы списки, от кого получили их участковые избирательные комиссии? Проще всего ответить на первую часть вопроса — никто! А вот со второй и третьей давайте разберемся.
В соответствии с Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины», составлением и уточнением списков избирателей занимаются так называемые рабочие группы учета избирателей, которые создаются в каждом селе, поселке, городе, районе города исполнительными органами соответствующих советов. Эти рабочие группы, в свою очередь, контролируются региональными (т.е. областными) рабочими группами учета избирателей. Разумеется, поскольку составление списков избирателей дело государственное и осуществляется за счет средств госбюджета (т.е. за наши с вами деньги), то контроль за их составлением осуществляют Кабинет министров Украины и Центральная избирательная комиссия. А как же общественный контроль? Закон предусмотрел и это — Центральная избирательная комиссия создает центральную контрольную группу и региональные контрольные группы. Цель — общественный контроль за процессом составления и достоверностью общих списков избирателей. Все бы ничего, да вот беда — в состав контрольных групп входят представители только тех политических сил, которые представлены в текущем созыве Верховной Рады Украины! То есть ни о каком общественном контроле и речи не идет. Кстати, о том, что общественность так и останется в полном неведении относительно того, как составляются списки избирателей, свидетельствует достаточно красноречивое распоряжение № 182 от 4 апреля 2007 года «Про створення робочої групи» председателя Харьковской областной государственной администрации А.Б. Авакова. Особый интерес вызывает персональный состав рабочей группы. Из 31 члена рабочей группы — 7 заместителей губернатора, 2 заместителя председателя областного совета, 15 — чиновники обладминистрации разных рангов, 1 заместитель харьковского городского головы... Не будем комментировать в свете достигнутых политических договоренностей потрясающую оперативность, с которой была создана областная рабочая группа — через два дня после приснопамятного указа главы державы от 2 апреля текущего года о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады. Но вот сам состав рабочей группы вызывает недоумение. Потому, что ядро этой группы принадлежит только одной политической силе — к блоку политических партий «Наша Украина» и что город Харьков (а это половина всех избирателей области) представлен в группе только одним человеком. А уж об общественном контроле и говорить не приходится — его просто нет. Удивляет и то, что такие «активные» защитники прав избирателей как Комитет избирателей Украины, во всяком случае Харьковское его отделение, хранит многозначительное молчание по этому поводу.
Но вернемся к реестру. 22 февраля 2007 года Верховная Рада Украины приняла, а президент Украины подписал Закон «Про Державний реєстр виборців». Официально закон был обнародован 27 марта, и уже с этого момента Центральная избирательная комиссия приобретала полномочия распорядителя реестра. Однако реальный шаг со стороны столь уважаемого органа был сделан, как уже отмечалось, только 26 мая (!)
Не очень хочется утомлять читателя сложностями положений упомянутого закона, однако приведем одну цитату: «Государственный реестр избирателей — автоматизированная, информационно-телекоммуникационная система (банк данных), предназначенная для хранения, обработки данных, которые содержат предусмотренные этим законом сведения, и использование их. Реестр создан для обеспечения государственного учета граждан Украины, которые имеют право голоса в соответствии со статьей 70 Конституции Украины».
Фактически для создания такой базы данных осталось всего ничего — три месяца. Реально ли создать такую базу? Трудно не согласиться с главой Комитета избирателей Украины Игорем Поповым в том, что для создания такого реестра необходим минимум год. Так что, уважаемый избиратель, тебя ожидает второе пришествие списков образца в лучшем случае 2006 года со всеми присущими этим спискам ошибками. Хорошо еще, если эти ошибки будут результатом халатности чиновников. Ведь возможен, и об этом прямо указывали наблюдатели ОБСЕ в марте 2006 года, вариант, когда списки избирателей используются как технология фальсификаций. Как не вспомнить, что наибольшее количество жалоб на качество списков приходится именно на восток и юг Украины?
Таким образом, никакой информационной системы (базы данных) до дня голосования 30 сентября создано не будет. В лучшем случае старые списки просто назовут реестром и в очередной раз будут созданы условия для использования списков избирателей для нечистоплотных фальсификаций.
Наша организация — Харьковская городская организация «Международный комитет защиты прав человека» — настаивает на установлении общественного контроля на всех этапах составления и передачи соответствующим избирательным комиссиям списков избирателей.